Домкратом называется устройство, при помощи которого осуществляется подъём грузов, масса которых может достигать нескольких тонн.
Без него не обходится ни одна автостоянка, шиномонтажная мастерская и СТО; также домкраты используются при строительных и монтажных работах, на некоторых предприятиях при погрузке/выгрузке товаров, в сельском хозяйстве, автомобильной и металлургической промышленности и много-много где ещё.
Как же происходит подъём? Как такой маленький механизм может выполнять работу, непосильную целой бригаде рабочих? Во-первых, это зависит от типа домкрата и его привода, во-вторых – от его устойчивости и характера рабочей площадки.
Согласитесь, есть разница между использованием внутри здания, на устойчивом бетонном полу – и на бездорожье, по колено в грязи, а то и в чём похуже. Соответственно, для разных условий подойдут разные модели. Какие именно – узнаете в этой статье.
Винтовые домкраты
Первые домкраты подобного типа появились около пятисот лет назад и использовались преимущественно в военном деле – с их помощью взламывали ворота осаждённых крепостей, а также использовались при подкопах и для обрушения ненадёжных участков стены. Такие устройства приводились в действие усилиями нескольких человек, отличались крупными габаритами и большой массой.
Современные винтовые домкраты значительно убавили и в весе, и в размерах – и крепостные ворота ими точно не взломать. Зато можно приподнять легковой автомобиль для замены спущенного колеса, например. Устройство представляет из себя небольшой – 70-80 см – ромбический механизм с двумя платформами сверху и снизу, проходящий сквозь него стальной винт и вращающуюся рукоятку на нём.
В принципе, дальнейшие объяснения излишни – Вы вращаете ручку, механизм сокращается в горизонтальной плоскости, толкая вверх рабочую платформу вместе с грузом.
Таким образом, винтовые подъёмники обладают следующими преимуществами – надёжностью и простотой использования, малыми габаритами, а также низкой стоимостью. Недостатки: малая грузоподъёмность (1,5-2 т максимум) при большом расходе физических сил и времени.
Реечные домкраты
Внушительная конструкция, состоящая из непосредственно рейки (опоры), закреплённой на ней рабочей платформы и рычага либо педали, при нажатии на которую эта платформа приходит в движение. Такие домкраты часто используются при подъёме тяжёлых грузов на предприятиях, а также при техническом обслуживании легковых и грузовых автомобилей.
Перед использованием домкрат устанавливают рядом с грузом так, чтобы платформа оказалась непосредственно под ним – после чего начинают работу рычагом, осуществляя подъём платформы вместе с грузом вверх по рейке (та для этого снабжается рядом последовательно идущих отверстий или зубцов.
Преимущества реечного домкрата очевидны – внушительные показатели грузоподъёмности (до 10 т) при крайне малых физических усилиях, надёжность и долговечность, а также вполне приемлемая цена.
К сожалению, столь же очевидны и недостатки – слишком большие габариты рейки (может достигать в длину 1-1,5 метра) и плохая устойчивость ввиду малой площади основания. Иными словами, домкрат прекрасно подойдёт для стационарных работ на ровной площадке, но не рекомендуется для использования водителям, в особенности – легковых автомобилей.
Гидравлические подкатные домкраты
Также известны как домкраты-тележки. Подъём осуществляется за счёт работы гидравлического привода, размещённого внутри стального корпуса на подвижном колёсном шасси. Управляется при помощи длинного рычага, примыкающего непосредственно к корпусу.
Подкатной домкрат можно найти практически в любой автомастерской, где он довольно популярен из-за своей конструкции. Тележка подкатывается под необходимый участок автомобиля (на длину рычага), после чего осуществляется подъём на высоту выдвижного поршня.
Далее груз укрепляется опорами, после чего осуществляются все необходимые работы, и автомобиль плавно опускают при помощи того же домкрата.
Таким образом, подкатной домкрат обладает такими преимуществами, как универсальность и удобство работы даже на неустойчивой поверхности. Однако это не компенсирует недостатки – малую грузоподъёмность и высоту подъёма, ненадёжную фиксацию груза, неоправданно высокую цену.
Вдобавок, гидравлический привод нуждается в дополнительном уходе (и дополнительных тратах), своевременной диагностике неисправностей, чистке и замене масла.
Гидравлические бутылочные домкраты
Ещё одно устройство с гидроприводом, лишённое, однако, многих недостатков, присущих его «собрату» на колёсах. Корпус, как видно из названия, похож на бутылку, и располагается на массивном квадратном основании; внутри располагается гидравлический привод с длинным рабочим поршнем, на конце которого располагается подъёмная платформа.
Такие домкраты наиболее распространены и встречаются повсеместно – найти их можно как в багажнике легковушки, так и в «арсенале» строительной бригады. Для работы достаточно лишь вставить рычаг в перепускной клапан (на некоторых моделях их два – для лучшего регулирования подъёма и фиксации на нужной высоте), начать движение вверх-вниз – и наблюдать за подъёмом платформы.
Как работает гидравлический привод? Ответ, опять-таки, кроется в названии: «гидро» значит «вода», и в домкрате именно вода (точнее, рабочая жидкость, а ещё точнее – гидравлическое масло) выступает в главной роли. Переходя из одного рабочего цилиндра в другой, сообщающийся с ним, она создаёт рабочее давление, которое может найти только один выход из получившейся системы – вверх, вместе с поршнем.
Трудно поверить, но такой незамысловатый, на первый взгляд, механизм выдерживает огромные нагрузки – дорогостоящие профессиональные модели способны поднимать грузы массой до двухсот тонн!
Помимо такой феноменальной поднимающей способности, домкрат отличается весьма компактными габаритами, высокими показателями надёжности и устойчивости, большой высотой подъёма и плавностью хода.
Из минусов можно выделить уже упомянутую необходимость частых диагностических работ, особые условия хранения и перевозки (только в вертикальном положении, во избежание утечки масла), а также изначальную высоту подхвата, не позволяющую использовать его для работы с грузами, лежащими на земле, а также автомобилями с малым дорожным просветом.
Для более полной картины рассмотрим характеристики некоторые моделей гидравлических бутылочных домкратов со средним значением грузоподъёмности 8 тонн.
Гидравлический домкрат 8 тонн «Inforce»
- Грузоподъёмность – 8 тонн
- Максимальная высота подъёма – 440 мм
- Высота подхвата – 225 мм
- Рабочий ход – 215 мм
- Вес – 5,00 кг
Домкрат 8 тонн бутылочный «БелАвтоКомплект»
- Грузоподъёмность – 8 тонн
- Максимальная высота подъёма – 355 мм
- Высота подхвата – 185 мм
- Рабочий ход – 165 мм
- Вес – 3,8 кг
Гидравлический домкрат с двумя насосами «AE&T»
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | Грузоподъёмность – 8 тон |
2 | Максимальная высота подъёма – 390 м |
3 | Высота подхвата – 220 м |
4 | Рабочий ход – 180 м |
5 | Вес – 4,4 к |