Никому не нужно объяснять, для чего предназначен домкрат. В среде автомобилистов, пожалуй, нет ни одного механизма, который получил бы большее распространение, чем этот.
Оно и неудивительно – спустило ли колесо, скатилась ли машина в кювет, или просто увязла в грязи – выручает домкрат. Понадобилось провести ремонт автомобиля своими силами – выручает домкрат. Да и в мастерских редко используют другие подъёмники – тоже обходятся домкратами. Словом, вещь незаменимая.
А почему, собственно? Как получается преобразовать силу человека – не такую уж большую – в силу другую, значительно большую, способную выдерживать груз в несколько тонн? Тут приходит на помощь физика.
Виды и принцип работы домкратов
В самых старых домкратах – винтовых и реечных – подъём осуществляется при движении механических деталей. В ромбовых это винтовой стержень, вдоль которого вращается рабочая рукоять (точнее, её вращает человек), вследствие чего ромбовый механизм сокращается, поднимая вверх рабочую платформу.
Просто? Просто, да не совсем – чтобы использовать такой домкрат, придётся попотеть, да и времени уйдёт немало. К тому же, понятно, что большую нагрузку такой агрегат не осилит – в отличие от реечного. Здесь рукоятка и платформа двигаются вдоль длинной рейки с зубцами и отверстиями для лучшего сцепления.
Такое чудо техники не потребует много сил, а вот времени предостаточно – хотя бы на его установку и поиск подходящей опоры. Вдобавок, неудобные габариты явно не позволят возить домкрат с собой в кузове.
Более удобен в использовании подкатной домкрат – сравнительно небольшое устройство, похожее на тележку с длинной ручкой. Эту «тележку» подвозят под автомобиль (или другой груз), после чего нажатием на рычаг приводят платформу в движение.
Здесь поднимающая способность обеспечивает уже гидравлика – и в этом есть свои плюсы и минусы. Из плюсов можно, безусловно, выделить большую грузоподъёмность и плавность работы – а из минусов медлительность и определённую степень осторожности, совершенно необходимую при использовании данного механизма.
Во-первых, располагаться домкрат должен строго вертикально – чтобы избежать протечки рабочей жидкости.
Во-вторых, необходимо постоянно следить за её, жидкости (она называется гидравлическим маслом), уровнем в рабочих ёмкостях-цилиндрах, вовремя менять её, а также чистить подвижные детали. Лучше в таких делах воспользоваться услугами мастера.
Также широко используется такой вид домкрата, как гидравлический бутылочный, работающий по точно такому же принципу. Отличие в конструкции – внешне такой домкрат напоминает бутылку, а не тележку. С одной стороны, это дополнительно стабилизирует устройство, с другой, его менее удобно поводить под груз.
Автомобилиста, находящийся в дороге, из данной неприятности может выручить небольшой подкоп – если же дело происходит в здании, придётся выкручиваться как-то иначе.
Некоторые энтузиасты используют пневматические, или надувные, домкраты. Они представляют из себя очень прочную надувную подушку, которая увеличивается в размерах при поступлении в неё сжатого воздуха из баллона или выхлопной трубы.
Конечно, такой домкрат имеет свои плюсы – компактность, удобство, отсутствие в необходимости приложения физических усилий – однако, большой грузоподъёмностью механизм не отличается, а подушку, хоть и трудно, но всё же возможно порвать. И тогда домкрат можно смело отправлять на помойку.
Редко, но всё же используется такой тип домкрата, как электрический. Связано это как с тем, что устройство поступило в продажу относительно недавно, так и с предрассудками многих покупателей, несправедливо считающих, что без стационарного подключения толку от него не будет.
Рекомендуем изменить это мнение, поскольку данный тип домкрата функционирует, используя энергию встроенного или автомобильного аккумулятора, при этом обеспечивая неплохую грузоподъёмность и высоту подъёма.
Также домкрат весьма компактен и легко умещается в небольшом кейсе вместе со всеми проводами. Хотя для подъёма грузов массой больше 4 тонн такой домкрат совершенно бесполезен.
Профессиональные домкраты
Для работы в автосервисе, СТО или других отраслях, в которых требуется подъём тяжёлых многотонных грузов, необходимо более серьёзное оборудование, чем то, что используется автомобилистами в быту.
Для начала, вычеркнем из списка все указанные выше типы домкратов, кроме гидравлических – только они могут обеспечить подходящие характеристики без опасности срыва предмета с платформы.
Итак, возьмём среднее значение грузоподъёмности в 20 тонн и рассмотрим наиболее популярные модели, соответствующие этому значению.
Гидравлический бутылочный домкрат Inforce T92004
Модель, наиболее часто используемая на стоянках и автопарках, работающих с грузовыми автомобилями. Простая, надёжная конструкция из высококачественной стали с антикоррозийным покрытием.
Защитный клапан обеспечивает плавность работы и перекрывает давление при перегрузке, препятствуя подъёму платформы.
Массивная опора увеличивает устойчивость домкрата. В комплект входит съемная рукоять для удобной транспортировки в вертикальном положении.
- Грузоподъёмность – 20 т
- Рабочий ход – 210 мм
- Высота подъёма – 452 мм
- Высота подхвата – 242 мм
- Вес – 10.8 кг
Домкрат 20 тонн БелАК БАК.00049
Гидравлический бутылочный домкрат российского производств, использующийся в автомобильной промышленности, а также в строительстве и монтажных работах.
Все детали изготавливаются с использованием оборудования высочайшего качества. Основание из чугуна усиливает конструкция, исключая возможность переворачивания домкрата. Большое количество резиновых прослоек и прокладок обеспечивают полную герметичность подвижных частей и гидравлических элементов.
- Грузоподъёмность – 20 т
- Рабочий ход – 195 мм
- Высота подъёма – 410 мм
- Высота подхвата – 215 мм
- Вес – 10 кг
Гидравлический бутылочный домкрат MATRIX MASTER 50731
Домкрат с ручным приводом, отличающийся крайней простотой и надёжностью конструкции. Применяется в тяжёлой промышленности.
Выполнен из нержавеющей стали с защитным напылением для деталей гидравлического механизма. Не требует частой диагностики. Широкое тяжёлое основание. Снабжён съёмной рукояткой.
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | Грузоподъёмность – 20 |
2 | Рабочий ход – 162 м |
3 | Высота подъёма – 452 м |
4 | Высота подхвата – 242 м |
5 | Вес – 11.2 к |