Как устроен трос для подъёмника?

Одним из основных элементов, входящим в состав грузовых, пассажирских, авто- и прочих видов подъёмников является, конечно же, трос грузоподъёмного механизма, на который и подвешивается поднимаемый объёкт.

Иными словами, трос для подъёмника является неотъемлемой частью любого поднимающего механизма (будь то обыкновенная ручная таль или пассажирский лифт), вследствие чего особое внимание при его приобретении уделяется таким параметрам, как прочность, эластичность, процент (коэффициент) растяжения и.т.д.

Трос для подъёмника

Трос для подъёмника

Большая часть данных характеристик зависит от материала и конструкции троса – поэтому чаще всего на изготовление тросов идут обрезки канатов, сплетённых из стальных проволочных стренг, поверхность которых предварительно оцинковывается.

Однако, производство тросов не является таким уж простым делом, как может показаться вначале – существует огромное множество их типов и конфигураций, каждая из которых предлагает своё, уникальное решение, подходящее под определённый диапазон ситуаций. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Конструкция канатных тросов

В принципе, любые, даже самые сложные конфигурации, имеют в своей основе один и тот же вариант исполнения – стальной сердечник и проволока. Сердечник, как видно из названия, является основным элементом, «сердцем» как троса, так и отдельных прядей; пряди получаются при обвивке проволоки вокруг малых сердечников и, в свою очередь, обвиваются от большого сердечника, располагающегося в центре.

В связи с этим, маркировка тросов предполагает наличие трёх цифр, обозначающих соответственно количество прядей в тросе, число проволочных нитей в прядях и общее количество сердечников (если третья цифра отсутствует, трос имеет лишь один сердечник в центре.

Как устроен сердечник?

Как мы уже выяснили, сердечник является едва ли не основным элементом троса, на котором, собственно, и держатся все пряди; при его отсутствии они попросту сбились бы в центр, полностью нарушая всю конструкцию и снижая функциональные свойства изделия.

Ещё по теме:  Характеристики электрогидравлического подъёмника

В качестве материала сердечника используется:

  • проволока;
  • стальной трос плотного плетения;
  • пенька или ткань х/б;
  • асбест и другие минеральные соединения.

Трос для подъёмника

Важно упомянуть, что сердечники из органических материалов не только способствуют «округлению» троса благодаря более податливой структуре, но и выполняют роль смазывающего элемента. Происходит это следующим образом – перед обвивки сердечника проволокой, пеньку (или другой аналогичный материал) обрабатывают специальными составами и маслами, предотвращающими как гниение самого материала, так и образование коррозии на поверхности проволоки.

Также это способствует значительному снижению трения между прядями и их элементами, благодаря чему полезный срок эксплуатации изделия значительно возрастает по сравнению с конструкциями с металлическим либо проволочным сердечником.

Сердечники из асбеста чаще всего используют при работе с раскалёнными или расплавленными грузами (например, в металлургической промышленности), так как они практически не подвержены влиянию даже критически высоких температур.

Разновидности тросов

Грузовые тропы отличаются друг от друга в зависимости от следующих параметров:

  1. типа конструкции – различают тросы одинарной, двойной и тройной свивки. Первые сплетаются из круглой проволоки и чаще всего используются при подъёме грузов малой и средней тяжести. Также способом одинарной свивки изготавливаются стренги, использующиеся для укрепления структуры каната. Из свитых одинарно прядей изготавливают канаты двойной свивки в несколько слоёв (количество слоёв соответствует предполагаемой нагрузке, которая будет оказываться на трос). Чаще всего тросовые подъёмники комплектуются канатами именно двойной свивки. Из стренг, изготовленных методом двойной свивки, изготавливают канаты тройной свивки. Такие изделия отличаются наибольшей ценой, но также и вполне соответствующей ей прочностью и надёжностью. Такими тросами обычно оснащаются автоподъёмники и высокотоннажные строительные лебёдки и краны;
  2. формы прядей – на круглые и фасонные. Определение «круглые» в пояснениях не нуждается – что же касается фасонных, к ним относят все формы, отличные от круга – овал, треугольник, квадрат и пр.;
  3. материалу сердечника – см. выше;
Трос для подъёмника

Виды тросов

  1. кручению троса – на крутящиеся и малокрутящиеся. Зависит от направления свивки проволочных слоёв – если они направлены в одну сторону, канат считается крутящимся, если в противоположные – соответственно, малокрутящимся;
  2. способу завершения свивки – на раскручивающиеся и монолитные. При плетении первых не используется каких-либо опрессовок или рихтовок, вследствие чего их не составляет труда разобрать на пряди (например, для замены повреждённой проволоки). Вторые же являются нераскручивающимися как раз из-за использования указанных выше технических процессов (что, кстати, делает их более гибкими, прочными и устойчивыми к нагрузкам);
  3. по направлению шага свивки – правые и левые;
  4. по слаженности направлений шага свивки – на односторонние, крестовые и тройные;
  5. по качеству проволоки – на тросы общего назначения и вспомогательные. На изготовление первых идёт сталь высокого и повышенного качества, на вторые – нормального;
  6. по наличию защитного покрытия – на изделия без покрытия и с покрытием. Соответственно, вторые подвергаются оцинковке, причём, количество и толщина защитных слоёв должны соответствовать условиям, в которых планируется использовать трос;
  7. По функциональному назначению – на грузовые и грузопассажирские.
Ещё по теме:  Виды стационарных подъёмных столов

Рейтинг автора
1
Автор статьи
Борис Дамчук
Написано статей
44
Как устроен трос для подъёмника?
Оцените статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top