Без использования гидравлического подъёмника не обходится ни одно предприятие, деятельность которого прямо или косвенно связана с тяжёлыми грузами – будь то мешки с зерном или грузовые автомобили. Данное устройство позволяет быстро и без применения физических усилий осуществить подъём груза на заданную высоту и зафиксировать на ней для проведения дальнейших диагностических, ремонтных, складских и прочих видов работ.
Наиболее часто гидравлические приводы входят в состав автоподъёмников – в основном, благодаря обеспечиваемой ими плавности подъёма при большом показателе грузоподъёмности. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство гидравлического привода, его принцип работы, а также некоторые типы подъёмников, в которых используются данные механизмы.
Как работает гидравлический привод?
Самого слово «гидравлика» заранее подразумевает, что работа данной конструкции будет осуществляться за счёт давления жидкости (а не, например, сжатого воздуха, как в пневматических приводах). Проще говоря, при включении гидравлического механизма его «внутренности» заполняются специальной жидкостью, которая и создаёт нужное давление, которое и производит поднимающую силу.
Но – всё по порядку. Стандартный гидропривод состоит из следующих элементов:
- сообщающиеся рабочие цилиндры, внутрь которых поступает жидкость (гидравлическое масло);
- рабочий поршень, который поднимает рабочую платформу при возрастании давления;
- бак или иная ёмкость, в которой хранится масло;
- насос, с помощью которого осуществляется передача жидкости из бака с цилиндры;
- предохранительный клапан, защищающий гидравлическую систему от перегрузок, связанных с избыточным давлением;
- гидрораспределитель, использующийся для изменения потока жидкости при подъёме и опускании платформы;
- система фильтров, которая служит для очищения поступающего в бак масла.
Принцип работы гидропривода невероятно прост. При включении, насос осуществляет подачу масла из бак в цилиндры (либо наоборот), проводя его при этом через гидрораспределитель. По принципу сообщающихся сосудов, уровень жидкости в обоих цилиндрах равен, а значит, давление будет одинаковым во всех точках. Если уровень давления в системе превышает безопасную норму, срабатывает предохранительный клапан, после чего излишки масла направляются обратно в бак.
После окончания работы использованное масло сливается и фильтруется, после чего его можно использовать снова один или два раза.
Для стабильной работы гидропривода все элементы описанной выше схемы должны находиться в рабочем состоянии, не иметь протечек и других повреждений. Использованное несколько раз масло необходимо заменять новым – в противном случае, создаваемое давление будет слишком слабым, что может привести, в лучшем случае, к большим затратам электроэнергии для поддержания работы привода, а в худшем – к незапланированному опусканию рабочей платформы при проведении работ.
Сложно поверить, но такая система и вправду способно выдать усилие, которого достаточно для подъёма многотонных грузов, благодаря чему она широко распространена в различных подъёмных устройствах, начиная от рядовых домкратов, имеющихся в запасе у любого автомобилиста, и заканчивая промышленными подъёмниками, использующимися на крупных предприятиях. Рассмотрим некоторые типы данных устройств.
Ножничные подъёмники
Пожалуй, наиболее функциональные подъёмные устройства на сегодняшний день, отличающиеся максимальной простотой работы, малыми габаритами, неплохой грузоподъёмностью и невысокой ценой. В данной конструкции гидропривод осуществляет движение рычажной системы, которая по форме напоминает ножницы; двигаясь по специальным пазам навстречу друг к другу они, тем самым, распрямляются и осуществляют подъём рабочей платформы с грузом:
- дело редко когда ограничивается одними ножницами, поскольку они зачастую не могут обеспечить необходимой высоты подъёма – например, при складировании грузов на верхние полки стеллажных конструкций. Специально для этого изготавливаются подъёмники с двумя, тремя, четырьмя и пятью ножницами, которые могут работать на значительно большей высоте, хотя и с меньшей надёжностью. Что касается надёжности, существуют конструкции с параллельным расположением ножниц (для подъёма одной или даже нескольких платформ), использование которых хотя и не способствует работе на высоте, но обеспечивает дополнительную устойчивость и грузоподъёмность приспособления;
- также ножничные подъёмники могут быть стационарными или передвижными. Стационарные монтируются непосредственно в пол для долгосрочного использования на одном месте – например, обслуживания конкретной погрузочно-разгрузочной зоны. Передвижные же – их ещё называют гидравлическими тележками – могут быстро перемещаться по территории предприятия, что особенно удобно при большом количестве рабочих зон или протяжённых систем хранения.
Стоечные подъёмники
Чаще всего используются в сервисах, СТО и автопарках, а также на автомобилестроительных заводах и складах легковой техники. Устройство подъёмника включает в себя непосредственно рабочую платформу, на которую осуществляется заезд техники, вертикальную либо наклонную металлическую стойку/стойки, вдоль которой платформа движется, приводной системы, которая и осуществляет подъём, а также устройств безопасности, которые блокируют платформу в случае возникновения внештатных ситуаций. Основным параметром, по которому данные подъёмники отличаются друг от друга – количество стоек:
- одностоечные подъёмники используются для работы с маловесными грузами и чаще всего изготавливаются в мобильном исполнении. Также могут использоваться в качестве вспомогательных подъёмных платформ при подъёме тяжёлой техники другим подъёмником;
- двухстоечные подъёмники распространены наиболее широко благодаря своей надёжности, высоким параметрам, средним габаритам и доступной цене. Соответственно, здесь платформа двигается вдоль двух стоек, которые, для дополнительной надёжности, соединены друг с другом перекладиной (также эта перекладина может использоваться при прокладке шлангов для подачи гидравлического масла – в целях экономии рабочего места и снижения риска повреждения шланга при заезде техники на платформу);
- четырёхстоечные подъёмники используются для обслуживания более тяжёлой легковой и малой грузовой техники, так как отличаются огромной грузоподъёмностью, наличием дополнительных блокирующих систем и общей высокой производительностью. Может выходить в различных конфигурациях, способствующих более лёгкому заезду техники на платформу с нескольких сторон, комплектоваться дополнительными платформами, поворотными кругами, грузовыми траверсами и.т.д. Главным недостатком данного вида оборудования можно считать весьма внушительные габариты и столь же внушительную цену.