Поддонами, или паллетами, называется вид транспортной тары, представляющий из себя, грубо говоря, сколоченную из досок деревянную подставку, использующуюся при перевозке крупногабаритных грузов в таре и без неё. Простота простотой, но данная продукция является по-настоящему незаменимой – использование паллет поможет в разы сократить риск какого-либо повреждения груза при транспортировке, снизит вероятность порчи либо нарушения целостности груза и пр.
Следует упомянуть, что стандартные деревянные поддоны могут отличаться друг от друга:
- количеством рабочих поверхностей. Чтобы лучше понять данный пункт, определим особенности конструкции поддона – состоит он из двух досочных настилов, располагающихся параллельно друг другу и скреплённых при помощи деревянных опорных элементов. Настилы эти неодинаковы – они отличаются количеством досок и соответственно делятся на рабочую поверхность (на которой крепится груз) и основание (объяснения излишни). Такая конструкция называется однонастильной; однако, существуют ещё и двухнастильные модели, в которых основание заменяется второй рабочей поверхностью (они, в основном, используются для обкладывания крупных контейнерных грузов, при необходимости – для создания пружинящих прослоек);
- грузоподъёмностью. Один из наиболее важных параметров для поддона. Обуславливается, прежде всего, толщиной досок, вследствие чего выделяют поддоны стандартные, облегчённые и усиленные. Это позволяет подобрать наиболее оптимальный вариант транспортной тары для любого груза, в зависимости от его массы;
- качеством. Зависит от сорта использующейся при производстве паллета древесины и во многом определяет срок его полезной эксплуатации. Поддоны из свежей древесины не должны иметь каких-либо повреждений, загрязнений и наростов на своей поверхности, могут быть использованы несколько десятков раз и обладают соответствующей ценой. К изделиям из переработанной древесины (например, других поддонов) предъявляются значительно более мягкие требования – допускается наличие царапин и трещин (до 60% от общей длины доски), сколов на краях досок (до 2 см), загрязнений и потемнений, а также повреждений опорных шашек (до 20% от площади опоры). Такие паллеты, как правило, используются для единовременных перевозок и стоят очень дёшево;
- габаритами. Вот мы и подобрались к самому важному, поскольку именно от площади поддон напрямую зависит диапазон грузов, с которым он может «воздействовать». Здесь можно выделить два типа паллетов – сертифицированные и несертифицированные. Первые изготавливаются по европейским или финским ГОСТам и имеют размеры 120*80 либо 120*100 см, оптимальными для большинства грузов (к слову, указанными стандартами определяются не только размеры поддонов, но и количество досок, их толщина и расстояние между ними, используемая древесина и площадь опорных шашек, а также, разумеется, параметры грузоподъёмности и полезного срока использования). От прочих изделий их отличает наличие профессионального клейма («EUR» или «FIN» соответственно) и фаски на углах досок.
Несертифицированные же поддоны изготавливаются, как правило, на заказ, поэтому не имеют никаких ограничений по габаритам и прочим параметрам. В некоторых случаях без использования таких изделий никак не обойтись – скажем, если габариты перевозимого груза несоизмеримо больше или меньше заявленных стандартных размеров.
Изготовление таких нестандартных поддонов давно носит официальный статус и регламентируется соответствующими нормативными документами (поправка: в них оговариваются качество и конструктивные особенности изделия, но не его размеры). Чуть дальше будет приведён пример одной из таких конструкций, являющейся одной из наиболее популярных для грузоперевозок на любые расстояния.
Какие требования предъявляются к нестандартным поддонам?
Итак, упомянутые выше требования, предъявляемые к качеству нестандартных поддонов, заключаются в следующем:
- материал, идущий на производство поддонов – древесина хвойных пород не ниже 2 сорта качества;
- отсутствие любых повреждений на крайних досках;
- отсутствие сучков (сросшихся и несросшихся) на наружных частях крайних досок, а также на местах соединений и установки крепежей;
- расстояние между элементами рабочей поверхности не должно превышать 3 мм;
- гвозди, соединяющие доски и крепёжные элементы, не должны выступать за пределы поверхности доски больше, чем на 2 мм. Все образовывающиеся выступы должны загибаться;
- в поперечных брусьях древесные волокна должны идти строго горизонтально;
- различия в диагональном размере поддона (между заявленными и итоговыми) не должны превышать 3 мм;
- рабочая поверхность может состоять как из пяти, так и из шести досок – при необходимости адекватной замены средней доски шириной – 10 см на две доски шириной по 6 см.
Поддон 120*90 см
Поддон 120*90 является одним из наиболее удачных сочетаний функциональных качеств и низкой стоимости. Данная модель является наиболее оптимальной для большинства грузоперевозок, легко транспортируется при помощи грузоподъёмной техники и отличается большой грузоподъёмностью. Впрочем, смотрите сами:
- максимальная нагрузка – до 2500 кг (2000 кг – для б/у изделий);
- габаритные размеры – 120*90*14 см;
- толщина досок – 22 мм (20 мм – б/у);
- материал – сосна, 1 сорт качества;
- вес поддона – 15 кг;
- количество рабочих поверхностей – 1;
- тип захвата – четырёхзаходный;
- количество использований – не ограничено.