Деревянные поддоны, или паллеты – одна из наиболее часто использующихся при грузоперевозках тара для различных предметов, как штучных, так и в упаковках. Использование данной конструкции позволяет свести к минимуму вероятность повреждения товара при перевозке (особенно по ухабистым дорогам), любое нарушение целостности его либо его упаковки, потери и порчу и.т.д.
Словом, без поддонов не обходится ни одно предприятие или производство, деятельность которого предполагает транспортировку какой-либо продукции от одного сегмента к другому или же напрямую к местам потребления – магазинам, например, или торговым центрам.
Что же представляет из себя это чудесное изделие? Давайте разберёмся.
Поддоны – виды, материалы, конструкция
- Чаще всего на изготовление паллет идёт древесина хвойных сортов – сосны, ели, лиственницы. Древесина совмещает в себе, пожалуй, все лучшие качества для транспортной тары; она отличается прочностью, не граничащей с жёсткостью, что позволяет ей в то же время быть достаточно упругой для сохранения амортизирующих свойств. Дерево устойчиво к температурным перепадам, холоду или жаре (не критическим), а также к определённому уровню влажности. Тем не менее, необходимо отметить, что при превышении критических отметок данных факторов деревянный паллет может быстро лишиться всех своих преимуществ. Кроме того, если изделие не будет должным образом обработано специальными составами, оно станет лакомым кусочком для всех окрестных паразитов – насекомых-древоточцев, плесени, лишайников и пр., влияние которых значительно снизит прочность и общую функциональность изделия.
Что касается конструкции, то она может различаться в зависимости от:
- количества рабочих поверхностей. В зависимости от него выделяют однонастильные и двухнастильные поддоны. Каждый деревянный паллет состоит из двух поверхностей, в качестве которых стандартно выступает рабочий настил (на котором размещается груз) и основание поддона. Отличаются они количеством досок в своей структуре – в настиле их пять или семь, в основании – только три. Соответственно, однонастильные конструкции могут использоваться только для крепления одного груза, двухнастильные же – для создания многоярусных контейнерных конструкций, в качестве распорок и разделительных перегородок;
- также поддоны могут различаться толщиной досок, которая напрямую влияет на их прочность, грузоподъёмность – и массу. Данный параметр подбирается заказчиком в соответствии с массой транспортируемых грузов – так, для более тяжёлых предметов и контейнеров используются усиленные модели, в обратном случае – облегчённые.
- Следующим по популярности материалом для производства поддонов является пластмасса, которая не только ни в чём не уступает древесине, но во многом и превосходит её. Такие поддоны более прочны, не подвержены влиянию сырости и паразитов, не боятся высоких и низких температур, отличаются малой массой и неприхотливы в хранении. На естественным образом возникающий вопрос – в чём же причина их непопулярности? – можно дать вполне очевидный ответ: высокая цена, связанная, очевидно, с определёнными сложностями производства. Тем не менее, на сегодняшний день это – наиболее качественный и функциональный вид поддонов;
- тем не менее, пластмассовые паллеты всё же уступают по прочности металлическим, которые, в свою очередь, можно считать абсолютным эталоном «монолитной» надёжности среди всех видов транспортной тары. Главными их недостатками являются, опять же, высокая цена и очень большая масса, из-за которой их использование в процессе грузоперевозки абсолютно нерационально, а в некоторых случаях – даже опасно. Тем не менее физические особенности металла позволяют использовать данные поддоны в опасных температурных режимах, при работе с агрессивными химическими соединениями и.т.д. Таким образом, данное изделие вполне успешно применяется на территориях цехов и комбинатах, а также при местных грузоперевозках;
- стоит упомянуть и о наиболее дешёвом виде транспортной таре – картонных паллетах. Данные конструкции чаще всего используются при перевозках малогабаритных грузов (например, бытовой техники) на небольшие расстояние в условиях умеренного климата. Отличаются довольно неплохим запасом прочности и амортизирующими свойствами, но боятся воды и открытого огня. Допустимо хранение только в сухой среде со средней температурой.
В каких габаритах выпускаются поддоны?
Все возможные размеры можно условно разделить на две категории – стандартные (сертифицированные) и нестандартные. К первым относятся размеры 80*120 см и 100*120 см, которые называются европейским и финским стандартами. Данные поддоны распространены наиболее широко, их производство официально регламентируется множеством нормативных документов, в соответствии с ними производятся различные системы хранения, грузоподъёмные приспособления и.т.д.
Тем не менее, применение данной продукции не является целесообразным для любой ситуации – например, для перевозки слишком больших или, напротив, малогабаритных грузов. В связи с этим, лучшим выходом будет изготовление поддона на заказ – в соответствии с установленными заказчиком требованиями и необходимыми размерами.
Несмотря на пометку «нестандартные», производство данных паллетов также контролируется нормативными документами и государственными стандартами – не регламентируются только размеры, что позволяет создать любую конструкцию с соблюдением всех технологических норм.
Наиболее популярными размерами нестандартных поддонов считаются:
- малые – поддон 60*60 см, 60*80 см, 80*80 см;
- средние – поддон 90*100 см, 100*100 см;
- крупные – поддон 130*130 см, 140*80 см, 200*110 см.