Поддоны используются при транспортировке и хранении тяжёлых крупногабаритных грузов в целях предотвращения механических повреждений. Конструкция предельно проста – узкий каркас из нескольких продольных и поперечных досок, соединённых кубическими шашками-опорами.
Поддоны удобны в хранении даже в малых по площади помещениях; также присутствуют специальные вырезы для захвата подъёмником или погрузчиком, значительно облегчающим транспортировку грузов по территории склада.
Помимо деревянных изготавливаются также картонные, пластиковые и металлические паллеты. Картонные конструкции хорошо поглощают удар, однако крайне уязвимы к влажности.
Пластмассовые легче, удобнее и компактнее деревянных, однако отличаются высокой ценой, вследствие чего не пользуются большой популярностью. Металлические каркасы, как правило, используются в условиях повышенной температуры, где другие модели могут воспламениться или расплавиться – в металлургических цехах, например.
Кроме того, они значительно прочнее других поддонов, хотя и отличаются в разы большей массой. Поэтому их чаще всего используют при транспортировке продукции внутри производственного помещения.
При производстве паллет руководствуются государственными стандартами, в которых чётко оговариваются габариты изделия, длина и ширина досок, а также материал и сорт древесины. О них пойдёт речь ниже.
Сертифицированный европейский поддон 1200*800
Одна из двух наиболее часто используемых при международных перевозках конструкций. Европоддоны выпускаются в стандартном размере 1200*800 мм; состоят из пяти досок сверху и трёх снизу, соединённых опорами.
Доски различаются по ширине (100-145 мм) и по этому же признаку чередуются друг с другом, тем самым, позволяя равномерно распределить нагрузку на поддон. На каждом поддоне ОБЯЗАТЕЛЬНО должно присутствовать фирменное клеймо “EUR”.
Сертифицированный финский поддон 1200*1000
Вторая по популярности модель сертифицированных паллет. Поддоны имеют размеры 1200*1000 мм, состоят из семи досок сверху и трёх снизу; их ширина варьируется от 100 до 120 мм. Так же, как и у европейских, на финские паллеты ставится клеймо (“FIN”).
На всех четырёх углах паллеты 1200*1000 обязательно наличие фасок (скосов). Сама конструкция изготавливается из древесины сосны, ели или осины; различают три сорта качества материала, для каждого из которых существует свой ГОСТ.
Различают следующие модификации паллет 1200*1000:
- Типовые
- Усиленные
- Облегчённые
Наиболее распространён типовой поддон 1200*1000 – изготовленный из сосны или ели, с удобным захватом для спецтехники. Толщина досок составляет 20-25 мм, что делает данные поддоны универсальной, пригодной для работы практически с любыми грузами, конструкцией.
Усиленный поддон 1200*1000 предназначен для обеспечения сохранности массивных нестабильных грузов вроде бочек с жидкостями или мешков с сыпучей продукцией. Паллеты также оснащены специальными обвязками, повышающими их прочность. Толщина досок составляет 25-30 мм, расстояние между ними – 8 мм.
Облегчённый поддон 1200*1000, напротив, используется при перевозке маловесных грузов, где использование более мощных конструкций невыгодно. Конструкция аналогична типовым паллетам и отличается лишь толщиной досок (10-15 мм), что значительно снижает их массу по сравнению с аналогами.
Несертифицированный грузовой поддон 1200*800
Часто идущие в комплект с массивными товарами, аналогичные по конструкции европейским, паллеты. Толщина доски составляет 20-22 мм. Фирменного клейма нет.
Несертифицированный грузовой поддон 1200*1000
Поддоны, аналогичные по конструкции финским. Толщина доски составляет 20 мм, отсутствуют клеймо и фаски.
Помимо указанных, существуют менее популярные модели – например, американские (1200*1200) или азиатские (1100*1100) паллеты.
Кроме того, существует множество фирм, занимающиеся изготовлением нестандартных поддонов на заказ – в этом случае, покупатель сам определяет габариты, особенности конструкции, толщину досок и сорт древесины. Как говорится, любой каприз – за Ваши деньги.