Паллеты (или поддоны) повсеместно встречаются как на промышленных предприятиях, так и в торговых центрах, в огромных цехах и на задних дворах магазинов, словом, везде, где встречаются значительные объёмы и габариты грузов. Что вообще представляет из себя паллета?
Предельно простая конструкция из нескольких поперечных досок сверху и снизу, соединённых при помощи квадратных брусков-опор, обеспечивает на удивление высокий показатель грузоподъёмности – до 3000 килограмм!
Такие приспособления применяются при контейнерных перевозках на дальние расстояния, в которых всегда присутствует шанс повреждения или потери части груза – установка на паллеты значительно снижает эту вероятность.
Бывают ещё поддоны из картона, пластмассы, металла и специальные конструкции. Картонные довольно надёжны, но влагостойкость не относится к числу их достоинств. Пластмассовые паллеты наиболее предпочтительны – пластик не подвержен гниению, сырости или коррозии, ему не страшны насекомые и грызуны, и, наверное, именно из-за всего этого их стоимость иногда превышает все разумные пределы.
Металлические каркасы, как понятно, отличаются наибольшей прочностью и невосприимчивы к вредным температурным воздействиям, однако слишком много весят – вследствие чего, их почти не используют при дальних перевозках.
Специальные поддоны используются при перевозке малогабаритных и особо ценных грузов, из-за чего производятся исключительно на заказ и сильно отличаются от стандартных моделей. Часто из-за наличия высоких стенок и перегородок их относят к типу контейнеров.
При производстве же стандартных поддонов (в спецификациях их определяют как элемент транспортной тары), несмотря на их кажущуюся простоту, руководствуются определёнными государственными стандартами, в которых чётко оговариваются размеры паллет, толщина досок и расстояние между ними, вид и качество древесины.
Это позволяет оптимизировать процесс транспортировки и избежать волокиты при заполнении документации (особенно при международных перевозках). Наиболее популярными на мировом рынке являются европейские и финские поддоны.
Стандартный европейский поддон
- Размеры европейского паллета (длина, ширина, высота) – 800*1200*145 мм;
- Конструкция – пять досок сверху, три внизу;
- Ширина досок – узкая – 100 мм; широкая – 145 мм.
Обязательно наличие клейма “EUR”, а также маркировки производителя. Возможно указание дополнительной информации, такой как серия, год выпуска, сорт древесины и.т.д..
Стандартный финский поддон
- Размеры финского паллета (длина, ширина, высота) – 1000*1200*145 мм;
- Конструкция – семь досок сверху, три внизу;
- Ширина досок – узкая – 100 мм; широкая – 120 мм.
Обязательно наличие клейма “FIN” и фасок по углам досок. Возможно указание дополнительной информации (см. выше).
Таковы основные стандарты поддонов, наиболее часто использующиеся по всему миру. Однако, встречаются и другие, менее популярные, разновидности, соответствующие грузам, чьи габариты не вписываются в рамки площади типовых паллет. В их число входят так называемые американские паллеты. Рассмотрим их подробнее.
Стандартный американский поддон
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | Размер американского паллета (длина, ширина, высота) – 1200*1200*150 мм |
2 | Конструкция – семь досок сверху, три внизу |
3 | Ширина досок – 100 мм |
4 | Толщина досок – 6 м |
Как видно, отличие американского паллета от европейских и финских аналогов заключается не только в габаритах, но и в конструкции – все доски имеют одинаковую ширину. Это снижает общую грузоподъёмность до 1-1,2 тонн, зато делает значительно легче (всего 15-20 кг).
В значительной степени вес зависит и от древесины. Чаще всего на изготовление поддонов идёт сосна, тополь, ольха или осина, что соответствует положениям Международного комитета по защите растений.
Также они могут быть одно- или двухнастильными – первые имеют одну рабочую площадь и основание, вторые эксплуатируются с обеих сторон и состоят из семи досок сверху и снизу.
Поддоны используются многократно; количество применений зависит от сорта древесины (высший, первый или второй – по функциональному состоянию, числу загрязнений и сколов) и износа в процессе транспортировки или хранения.