В настоящее время одной из наиболее востребованных в складской и строительной промышленности (а также многих других) является специальность «машинист строительного подъёмника». Именно от его действий во многом зависит безопасность проведения всех работ, связанных с внутрипроизводственным перемещением и складированием грузов различных конструкций, габаритов и масс (а иногда и людей).
Высокие требования и сложность работы машиниста грузового/грузопассажирского подъёмника (состояние здоровья, образование, иногда – опыт работы и пр.) вполне компенсируются высокой зарплатой – до 35 тысяч рублей, что делает данную работу привлекательной для многих молодых специалистов.
Впрочем, самое главное требование, предъявляющееся к машинистам автоподъёмников заключается, конечно, в осуществлении грузоподъёмных работ высокого качества в любых условиях. Для допуска к работе в начале смены машинист проходит медицинскую проверку; сама рабочая смена может длиться как нормированное время (8 часов), так и превышать эту отметку (при несении вахты). Соответственно, людям со слабым здоровьем и выносливостью следует задуматься о другой профессии.
Помимо стандартных работ по подъёму и перемещению тяжёлых грузов, машинист подъёмника обязан следить за рабочим состоянием используемой им машины, дословно знать её устройство и перечень возможных неисправностей, проверять прочность крепления и отсутствие повреждений на грузоподъёмных механизмах и их составных элементов и.т.д.
Все обязанности, которые будут возложены на специалиста при приёме на работу, наиболее полно изложены в ЕТКС (едином тарифно-квалификационном справочнике) – одним из главных документов, которыми руководствуются при приёме специалиста на работу, присвоении разряда квалификации, составлении программ по дополнительному обучению и улучшению специальных навыков сотрудников и.т.д. Некоторые положения ЕТКС будут рассмотрены ниже.
Обязанности рабочего люльки подъёмника
Для работы в люльке подъёмника-вышки нанимают совершеннолетних работников, прошедших обучение и получивших специальность, заверенную аттестатом и удостоверением рабочего люльки подъемника-вышки, а также прошедших проверку на состояние здоровья. Вне зависимости от опыта работы, сотрудник в обязательном порядке подлежит периодическим проверкам владения рабочими навыками (не реже раза в год, а также при переходе на работу на другое предприятие с аналогичными обязанностями).
В одной люльке может находиться несколько рабочих, в зависимости от её площади (на каждого человека идёт до 50 см2) и грузоподъёмности машины. В данном случае из этих работников назначают старшего, в соответствии с его квалификационным разрядом.
В обязанности любого машиниста, вне зависимости от разряда, входит:
- знание и соблюдение техники безопасности производства – как единой, так и определённой спецификой конкретного предприятия;
- знание сигналов и знаков, подаваемых во время проведения производственных работ;
- осторожность в работе, избегание опасных факторов, связанных с перегрузкой подъёмника, истиранием либо перегибом троса или строп и.т.д.;
- знание и соблюдение правил противопожарной безопасности, умение при необходимости потушить пожар внутри люльки, в случае невозможности этого – подать сигнал опасности;
- повышенная осторожность при работе подъёмника вблизи воздушных линий электропередач;
- умение оказать первую помощь пострадавшему;
- распознание опасных факторов на производстве (зависит от конкретного производства) и умение устранить либо снизить их негативное влияние;
- умелое применение средств защиты при работе в опасной или загрязнённой среде.
Машинист подъёмника-вышки – правила проведения работ
Итак, мы выяснили, что профессия «машинист подъёмника-вышки» предполагает не только управление грузопассажирского подъёмника, но и контроль за состоянием рабочих элементов и аппаратуры, техническое обслуживание и.т.д. Теперь более конкретно рассмотрим основные принципы безопасности, которыми машинисты руководствуются при проведении складских и погрузочных работ:
- прежде чем начать работу, лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками, проводит проверку правильности расположения подъёмника, находящегося на рабочей площадке, надёжность крепления на опорах, отсутствие лишнего наклона либо перекоса механизма. Если планируются работы в зоне, где проходят ЛЭП, подъёмник должен располагаться так, чтобы его стрела при выдвижении не задевала провода. Расстояние между подъёмником и стеной ближайшего здания (либо другими препятствиями) должно составлять 1-1,5 метра. Также перед проведением работ важно убедиться, что поблизости отсутствуют посторонние;
- в течение времени, отведённого на проведение грузоподъёмных работ, машинисту подъёмника-вышки строго запрещается покидать люльку; также запрещается перегибаться через перила люльки, садиться и вставать на них. При работе в помещении либо на строительной площадке, работник должен постоянно держать механизм в поле зрения, обращать внимание на препятствия по бокам и над стрелой;
- запрещается работа на подъемнике-вышке при превышении допустимой нагрузки внутри люльки, а также нахождение внутри неё посторонних предметов. Из поднятой люльки нельзя сбрасывать инструменты и другие предметы. Аварийный спуск используется только в экстренных случаях, при условии полной остановки двигателя;
- запрещается проведение любых грузоподъёмных работ при отсутствии прямой видимости объекта (например, при тумане, дожде, снегопаде и.т.д.), излишне высоких или низких температурах, а также при выявлении любых неисправностей в механизме подъёмника или приборах, обеспечивающих безопасность работ (предохранители, сигнализация, освещение и пр.);
- по завершению работы машинист подъёмника-вышки подаёт сигнал на опускание, после чего производит аккуратное снижение, лично контролируя данный процесс. Когда люлька опустилась до отметки «Посадка», рабочий выключает механизм.
Какие функции выполняет машинист подъемника 6 разряда?
Как правило, лицом, ответственным за безопасное производство работ подъемниками, назначается старший рабочий в люльке (либо в кабине водителя-крановщика), имеющий наиболее высокий разряд; также он может непосредственно участвовать при подъёме грузов, руководить ремонтом и подготовкой к работе автовышек и.т.д. Всего этих разрядов шесть, но, в целях экономии времени мы рассмотрим лишь последний из них.
Итак, согласно ЕТКС, работа машиниста-подъёмника 6 разряда подразумевает выполнение следующих функций:
- проведение работ с использованием крупногабаритных высокотоннажных кранов или аналогичных видов грузопассажирского оборудования, различных грузозахватных приспособлений для крупногабаритных и длинномерных грузов и.т.д.;
- различные виды взаимодействия с постоянно находящейся на предприятии продукцией, требующей особых мер осторожности, а также использования элементов и устройств, применяющихся при данном взаимодействии;
- осуществление строповки грузов и креплении траверс, осуществление сборки вспомогательных конструкций и механизмов, использующихся при подъёме тяжеловесных грузов;
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | подготовка подъёмного механизма к работе, проверка всех устройств и систем в целях своевременного выделения каких-либо нарушений, которые могут повлечь за собой серьёзные последствия |
2 | контроль либо личное управление работой грузопассажирского подъёмника с учётом особенностей проведения работ, допустимых высоты подъёма и уровня натяжения троса, других важных факторов |
3 | осуществление своевременной заправки подъёмника, проведение диагностических работ |
4 | ведение журнала производственных работ с учётом расходуемого топлива и рабочей мощности двигателя грузопассажирского подъёмника |
5 | контроль за соблюдением норм технологической, противопожарной и экологической безопасностью, соблюдение правил охраны труда |
И многое другое. Таким образом, работа машиниста подъёмника-вышки 6 разряда является одной из наиболее востребованных вакансий для различных видов промышленности, в которых используются грузоподъёмные устройства. Наиболее прибыльной, как нетрудно догадаться, считается нефтяная промышленность, в частности – проведение геофизических работ (бурение скважин).
После дополнительного обучения и прохождения аттестации по специальности «Машинист подъемника КРС» или «Машинист подъёмника каротажной станции», будущий сотрудник получает удостоверение машиниста подъёмника с указанием полученной специальности.
Обучение машиниста-крановщика
Чтобы получить удостоверение машиниста-подъёмника, требуется посетить соответствующие курсы, которые в среднем длятся около 120 часов и заканчиваются аттестацией.
Цель проведения данных курсов можно считать достигнутой, если будущий сотрудник освоит все необходимые теоретические знания, включая не только особенности проведения грузоподъёмных работ, но и соответствующие правила техники безопасности, благодаря чему сможет выполнять указанные работы, вне зависимости от их сложности.
Основное требование, которое определяет, будет ли кандидат проходить обучение – состояние здоровья. Если медицинское освидетельствование не пройдено, фирма не выдаст данному ученику разрешение на работу, вследствие чего и получение специальности не имеет смысла.
По завершению курса проводится аттестация, для успешного прохождения которой необходимо знание (и понимание) следующих пунктов:
- устройство подъёмного механизма и его комплектующих, правила их использования в производстве;
- перечень устройств и инструментов, использующихся в работе машиниста, их особенности и технические параметры;
- перечень повреждений и других нарушений работы в устройстве, которые могут повлиять на грузоподъёмный процесс, а также способы их устранения;
- алгоритм и порядок проведения диагностических и профилактических работ для выявления указанных выше неисправностей;
- особенности оформления журналов учёта и других производственных документов;
- правила организации проведения работ, пожарной и экологической безопасности, охраны труда;
- оказание первой помощи при производственных травмах.
После завершения курсов и получения удовлетворительных оценок, обучающийся получает свидетельство о прохождении курсов и удостоверение машиниста подъёмника, с которыми в дальнейшем, собственно, и пойдёт устраиваться на работу.