Хороший автоподъёмник никогда не будет лишним в хозяйстве автомобилиста – хотя бы потому, что его использование поможет значительно сократить деньги на автосервисах и СТО при необходимости проведения каких-либо ремонтных или диагностических работ.
Чаще всего такие подъёмники либо являются переносными и перевозятся в самом автомобиле (домкраты), либо отличаются большими масштабами, из-за которых их применение возможно только в определённых условиях. Сюда входят ножничные и стоечные, а также ямные подъёмники – о последних сегодня и пойдёт речь.
Как работают ямные подъёмники?
По одному лишь названию становится очевидным, что для использования устройств данного вида необходима яма – а точнее, приямок, который есть практически в любом гараже и любом автосервисе.
Главное преимущество такой системы позволяет осуществлять подъём автомобиля прямо на уровне пола, без заезда последнего на рабочую платформу и, соответственно, возможности его случайного срыва или съезда. Именно эта особенность является главным отличительным признаком данных подъёмников, делая их во многом удобнее стандартных ножничных и стоечных устройств.
Размещение подъёмника в канаве позволяет значительно сэкономить средства на вспомогательном оборудовании и комплектующих, а также увеличит производительность работ – ведь над канавой может располагаться сразу несколько автомобилей, взаимодействовать с которыми можно сразу же, без необходимости дополнительных перемещений, при помощи одного устройства.
Сам процесс подъёма осуществляется схожим образом с ножничными или телескопическими подъёмниками, работающими на электрогидравлическом или пневматическом приводе. При включении производится подъём рабочей платформы с грузом на необходимую высоту, после чего возможно зафиксировать его при помощи опор или самого подъёмника.
Если работы производятся сразу с несколькими автомобилями, оператор опускает рабочую платформу, поворачивая гидравлический перепускной клапан в обратное положение, после чего перемещает подъёмное устройство в необходимое место и осуществляет тот же алгоритм действий.
Различают два вида ямных подъёмников:
- навесной;
- напольный.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Навесные подъёмники
Навесные модели можно считать наиболее удобными в плане подготовки к работе – их размещение и перемещении осуществляется при помощи роликовых систем по специальным пазам, размещённым вдоль стен канавы. Таким вот образом подъёмник без труда перемещается взад-вперёд вдоль одной плоскости, что способствует значительному увеличению производительности работ с несколькими автомобилями.
В качестве металлических элементов, по которым перемещается гидравлический ямный подъёмник, используются как обычные металлические уголки, так и более сложные конструкции – швеллеры и двутавровые балки. Обязательным условием является соответствие данных элементов государственным стандартам качества. На стенках канавы могут размещаться от одного до трёх таких пазов, что позволяет выбрать наиболее оптимальный уровень для работы с разными видами транспорта.
Стандартный навесной подъёмник располагает только одним штоком, поэтому рекомендуется заранее приобрести траверсу – аналог грузоподъёмной платформы, противоположная сторона которой накручивается на шток. Траверса может дополнительно комплектоваться двумя телескопическими опорами, увеличивающими показатель рабочей высоты подъёмника.
Траверсы не используются с двухштоковыми моделями!
Стандартная длина штока может составлять 500-600 мм; также существуют модели с меньшей рабочей высотой (300-400 мм) и специальные устройства с удлинённым телескопическим штоком (от 800 до 1200 мм). Средняя глубина мобильной каретки (расстояние от нижней части роликовой системы до нижней части каретки) может составлять 250-380 мм.
Напольные подъёмники
С одной стороны, данный вид устройства кажется менее производительным и более громоздким, но с другой, его использование порой становится единственно возможным, в зависимости от типа и габаритных размеров канавы, а также при отсутствии металлических пазов.
Напольные механизмы, как ясно из названия, перемещаются непосредственно по полу канавы на роликах со стопорной системой, и отличаются значительно большей длиной штока по сравнению с навесными моделями. Также они очень удобны для работы с тяжёлой техникой, отличающейся малым показателем дорожного просвета.
Тем не менее, не стоит думать, что для перемещения напольных подъёмников не существует никаких специальных коммуникаций. Довольно часто специально для них прокладываются рельсы малой протяжённости, что не только способствуют их быстрому перемещению вдоль плоскости, но и значительно повышают общую устойчивость каретки.
А несколько канав с рельсами можно без особенного труда объёдинить в единый туннель, благодаря чему один подъёмник может обслуживать сразу две или три канавы с несколькими автомобилями на каждой.
Таким образом, можно выделить следующие разновидности напольных ямных подъёмников по типу каретки:
- с фиксированной колёсной кареткой;
- с фиксированной рельсовой кареткой;
- с комбинированной конструкцией каретки.
Грузоподъёмность напольных подъёмников может колебаться от 15 до 20 тонн – определяет этот параметр, прежде всего, гидравлический привод, приводящий шток в движение. Что касается штока, то он имеет телескопическую структуру, длина которой может колебаться от 1200 мм до 1800 мм.