Траверсой называется вид электромонтажного оборудования, повсеместно использующийся при прокладке воздушных линий электропередач разного вольтажа – от стандартных 220 вольт до нескольких десятков киловольт. Конструкция размещается на опоре при помощи специального хомута и оснащается изоляторами (стеклянными, фарфоровыми или пластиковыми), на которых и крепятся кабеля.
Как устроены траверсы?
Основу траверсы составляет уголок, изготавливающийся из конструкционной стали с последующим цинкованием – именно к нему впоследствии приваривают остальные элементы. В числе главных из них можно выделить штыри из обрезков арматуры, на которые вкручиваются изоляторы, и петли для осуществления подвесных соединений.
Все элементы конструкции в обязательном порядке обрабатываются антикоррозийным покрытием, так как использования траверсы предполагает её постоянный контакт с окружающей средой, а значит – атмосферными осадками и прочими неблагоприятными воздействиями.

Производят траверсы в потоковом режиме, с использованием регулируемых станов-кондукторов. Алгоритм сборки таков; после изготовления и тщательной обработки отдельных элементов, их укладывают в жёлоб кондуктора. Точное расположение всех элементов регламентируется техническими условиями и требованиями клиента, поэтому точность в данной работе приоритетно важна.
После того, как все части «конструктора» встают на место, их сваривают в целое изделие, после чего тщательно обрабатывают места соединений и проверяют швы на наличие трещин, вмятин и прочих неровностей.
После этого изделие отправляется в испытательный цех, где его подвергают нагрузкам, превышающим номинальные в среднем на 10-15%. Причины этого очевидны – каждый производитель хочет убедиться, что его изделие полностью соответствует всем заявленным параметрам. Если в ходе подобной проверки изделие ломается или деформируется, его бракуют; особенно тщательно проверяют места соединений. Если траверса выдерживает все испытания, на неё наносят защитное покрытие, стандартную маркировку, упаковывают и готовят к продаже.
Разновидности траверс
Несмотря на огромное многообразие моделей и конфигураций, все траверсы делятся лишь на две основные группы – низковольтные (ТН) и высоковольтные (ТМ). Первые используются в линиях малой протяжённости, напряжение в которых не превышает 0,4 кВ. Вторые, строго говоря, используются во всех остальных случаях – а именно, в линиях с напряжением от 1 до 40 кВ (в зависимости от конкретной модели).
Разумеется, чем выше напряжение в линии, тем тяжелее будет провод, и тем большая нагрузка будет оказываться на траверсу. Соответственно, модели ТМ отличаются повышенной прочностью, износостойкостью и долговечностью, что делает их незаменимыми помощниками не только монтажников, но и всех нас, использующих электрическую энергию ежедневно и ежечасно.
Рассмотрим некоторые разновидности высоковольтных траверс серии «Б»:
- траверса Б 1 – стандартная модель, состоящая из трёх уголков из углеродистой стали, снабжённая шестью арматурными штырями под изоляторы. Крепится на промежуточных опорах прямоугольного и круглого сечения при прокладке линий напряжением до 20 кВ при помощи специального хомута или муфты. Может использоваться для крепления СИП;
- траверса Б 4 – модель, отличающаяся высокой функциональностью, обусловленной обеспечением дополнительной изоляции. Достигается она благодаря большому расстоянию между крюками/штырями для изоляторов (всего их два), а также специальному изолирующему покрытию гальванического типа. В современных ЛЭП используется модифицированная модель Б 4 – траверса Б 4С-1;
- траверса Б 5 – ещё одна широко известная модель, оснащённая одним крюком для изоляторов и отличается высокой долговечностью и устойчивостью благодаря малому количеству сварных соединений. Отличается высокой массой – около 110 кг.