Распространённые схемы строповки с применением траверса

Строповка является важной частью проведения любых производственных работ, связанных с транспортировкой тяжёлых грузов, погрузкой и выгрузкой из рабочей техники, монтажом строительных конструкций, складированием и.т.д. Она позволяет не только значительно упростить сам процесс подъёма, но и максимально обезопасить сам груз, оградив его от возможных повреждений в ходе проведения работ.

Схемы строповки с применением траверса

Схемы строповки

Специалиста по строповке называют стропальщиком. В его прямые обязанности входит обеспечение надёжного закрепления груза в зависимости от его габаритов, массы, равномерности распределения центра тяжести и других конструктивных особенностей, а также подаче соответствующих команд оператору грузоподъёмного механизма (вира – подъём, майне – спуск, харе – стоп).

В этом ему помогает схема строповки, в которой определяются типы такелажных работ, способы захвата грузов, типы и характеристики строп и прочего оборудования. Данная инструкция может выпускаться как в книжном формате, так и в виде плакатов из ламинированной бумаги или плёнки. Вне зависимости от исполнения, данная схема содержит в себе следующий перечень справочных материалов:

  • основные правила строповки;
  • разновидности грузозахватных приспособлений;
  • разновидности строп;
  • указания по подъёму тяжёлых грузов;
  • способы обвязки грузов.

Рассмотрим каждый из данных пунктов подробнее.

Как проводится строповка грузов?

Итак, мы уже выяснили, что в своей работе стропальщик должен руководствоваться указанной инструкцией, а при её отсутствии – например, в полевых условиях – дословно знать её содержание. В каждой стандартной схеме определяются следующие правила по строповке грузов, в зависимости от их конструктивных особенностей:

  • элементы строительных конструкций, бетонные плиты и блоки захватываются крюками под специальные петли. При этом количество крюков и петель должно быть одинаковым и должно равномерно распределяться по площади поднимаемого груза, чтобы избежать возможных деформаций или повреждений;
  • грузы длиной менее двух метров захватывают кольцевой стропой на удавку;
  • грузы длиной более двух метров захватывают двумя петлевыми стропами по краям – при этом расстояние от краёв не должно превышать 25% от общей длины груза. Угол между стропой и поверхностью груза не должен превышать 90;
  • захват листовых материалов производится эксцентриками и струбцинами. При этом, во избежание образования царапин и других деформационных воздействий, между захватом и материалом кладётся резиновая или деревянная прокладка;
  • при строповке тяжёлого оборудование обязательно применение петель, крюков, рым-болтов и прочего такелажного оборудования;
  • если при подъёме используется многоветвевой строп, все его ветви должны быть задействованы. При невозможности подобных мер неиспользуемые ветви сворачивают и закрепляют, чтобы они не мешали процессу транспортировки груза;
  • категорически запрещается провисание стропа, либо превышение допустимого угла изгиба. Чтобы избежать этого, все ветви должны нести одинаковую нагрузку, вне зависимости от специфики поднимаемого груза;
  • все крюки, петли и рым-болты должны соответствовать друг другу по размерам;
  • все такелажные работы проводятся исключительно в присутствии ответственного лица.
Ещё по теме:  Какие характеристики у траверс на 4 тонны?

Типы захватных приспособлений

На сегодняшний день предусматриваются различные схемы строповки с применением траверс, захватов и строп нескольких типов. Траверсой называется простое на первый взгляд приспособление в балочном, трубном или рамном исполнении, представляющее из себя своеобразный предохранитель, располагающийся между подъёмником и поднимаемым грузом; причём, «предохраняет» он и то, и другое.

Схемы строповки с применением траверса

Строповка с применением траверс

Грузозахватные приспособления на краях траверсы (в зависимости от конструкции их количество разнится от одного до шести) позволяют максимально равномерно распределить вес груза и обеспечить равномерный подъём без рывков и наклонов. Соответственно, значительно снижается риск какого-либо повреждения груза и обрыва рабочего троса.

Захваты используются в тех случаях, когда груз не имеет монтажных петель и отсутствует возможность их адекватной замены. В зависимости от привода различают механические, электрические и пневматические захваты в следующих вариантах исполнения:

Полезная информация
1 штыревые – для подъёма элементов строительных коммуникаций, колонн и ферм
2 фрикционные – для высокотоннажных грузов цилиндрической формы
3 рамочные – разновидность фрикционного захвата для подъёма на малую высоту
4 клещевые – для подъёма длинномерных грузов, отличающихся малой шириной (рельсы, трубы, балки и.т.д.)
5 вилочные – для монтажа лестниц и плиточных конструкций
6 вакуумные – для подъёма крупногабаритных плиточных конструкций с гладкой поверхностью. При этом используется принцип разрежения воздуха между захватом и грузом, обеспечивающий необходимую силу притяжения

Разновидности строп

Степень простоты конструкции стропа может соперничать только с его функциональностью и повсеместностью использования. По сути, данное приспособление представляет из себя отрезок троса либо цепи с рабочим крюком на одном конце и специальной скобой для крепления к подъёмнику с другой.

Материал стропа определяется в зависимости от массы, габаритов и центра тяжести транспортируемого груза, оборудования либо строительной конструкции. При отсутствии информации параметры груза уточняются у ответственного лица. Если стандартные схемы не подходят для обеспечения безопасного подъёма и транспортировки, места строповки и способ обвязки груза определяются на месте.

Ещё по теме:  Особенности окрашенных хомутов для крепления траверс

Различают следующие виды строп:

  • канатные;
  • цепные;
  • текстильные.
Схемы строповки с применением траверса

Виды строп

Канатные стропы изготавливаются из стального троса с крюком и петлёй либо двумя петлями на концах, которые запечатываются алюминиевыми зажимами во избежание порезов и прочих травм работников. Количество ветвей может достигать четырёх, допускается использование коушей и кольцевых сцепок. Оптимальная ширина петли равна сорока диаметрам троса.

Цепные стропы отличаются большей гибкостью, чем канатные, и значительно проще в ремонте – при необходимости повреждённое звено заменяется и работа продолжается. Данный тип строп является наилучшим вариантом при проведении грузоподъёмных работ в помещениях с критически высокими температурами и даже в открытом огне. В числе недостатков можно выделить большой вес и довольно быстрый износ звеньев.

Текстильные стропы используют для подъёма и перемещения хрупких и окрашенных грузов различных габаритов, столкновение которых с различными предметами, стенами, рабочей техникой и.т.д. недопустимо. Данные стропы отличаются высокой грузоподъёмностью, наиболее дёшевы, просты в хранении и использовании, но уязвимы к высоким температурам, влажности, воздействию химических соединений. Для обеспечения целостности стропа используются специальные чехлы и прокладки.

Обвязка и подъём тяжёлых грузов

Чаще всего при подъёме грузов используются закладные элементы, либо описанные выше грузозахватные приспособления – однако, в некоторых случаях удаётся обходиться и без них:

  • одним из наиболее популярных методов обвязки является так называемая обвязка на удавку – при этом стропы как бы зажимают груз своим же весом. Довольно прост и не требует наличия каких-либо закладных элементов, однако приводит к быстрому износу строп, а также может привести к повреждению либо деформации груза. Точки строповки определяются в зависимости от центра тяжести груза;
  • также возможна укладка груза между стропами с использованием распорок. При этом стропы должны надёжно крепиться к рабочему стропу и оставаться в неподвижном состоянии в течение всего процесса подъёма и транспортировки.
Ещё по теме:  Характеристики моделей траверс для СИП 10 кВ

До выяснения точной массы груза строповка и подъём груза строго запрещены. Если масса не указана в спецификации груза, стропальщик обязан узнать её у ответственного лица либо на сайте изготовителя. Не менее важно знать грузоподъёмность используемых строп, а также дополнительные факторы, из-за которых она может быть снижена. В число таких факторов входит:

  • затяжка петель – снижение до 20%;
  • угол наклона стропы по отношению к грузу равен 45 – снижение до 10%;
  • угол наклона равен 90 – снижение до 30%.

Рейтинг автора
0
Автор статьи
Борис Дамчук
Написано статей
42
Распространённые схемы строповки с применением траверса
Оцените статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top