Грузозахватные приспособления наиболее широко распространены в складской и цеховой промышленности, в сельском хозяйстве и машиностроении, металлургии и лесном хозяйстве – словом, всюду, где ежедневно проводятся работы с большим объёмом тяжеловесных грузов, транспортировка и складирование которых может доставлять понятные неудобства.
Но давно прошли времена, когда людям вручную приходилось таскать на себе огромные камни или брёвна – с темпом прогресса постоянно развиваются различные виды оборудования, которые способны значительно упростить жизнь как рабочим, так и владельцам предприятия.
В первую очередь, в число таких приспособлений входят, конечно же, подъёмники – краны, лебёдки и тали, гидравлические и пневматические подъёмные механизмы и т.д. Но сегодня речь пойдёт не о них, а об их комплектующих, без которых использование данного оборудования хотя и возможно, но нерационально и часто угрожает безопасности как самого подъёмника, так и поднимаемого груза. В числе таких комплектующих выступают стропы, траверсы и захваты.
Первые представляют из себя обрезки стальных тросов либо цепей, использующиеся при подъёме грузов с участием траверсы – линейной или рамной конструкции для равномерного распределения массы поднимаемого груза. Как Вы понимаете, одно не применяется без другого. Траверсы выступают в качестве своеобразного стабилизатора груза, благодаря чему подъём осуществляется равномерно, повсеместно, без риска перекоса либо повреждения груза.
При этом количество строп, использующихся для подъёма может варьироваться от двух (линейные траверсы) до восьми (рамные); для их крепления используются захваты траверсы в виде крюков, петель или скоб. Таким образом можно максимально обезопасить проведение складских работ и сократить значительное количество времени.
Но что если груз не имеет точек строповки, а его структура не допускает обвязывания – как тогда взаимодействовать с ним? А вот здесь нам на помощь приходят так называемые грузоподъёмные захваты, размещающиеся на концах строп аналогично стандартным звеньям. Благодаря ним осуществляется подъём большинства грузов или контейнеров, которые, в силу своих структурных особенностей, не имеют точек строповки, либо их расположение недопустимо для проведения конкретных работ.
Но – будем последовательны. Итак,
Что такое грузозахваты?
Так называют съемные механические (в большинстве случаев) зажимы, которые, вне зависимости от конфигурации, служат для выполнения одной цели – надёжной фиксации груза в необходимом для транспортировки положения. Проще говоря, строповка груза или же использование захватов практически идентичны, а оптимальность использования того или иного метода определяется исключительно фактурой груза, его габаритами и размером.
Для изготовления захватных приспособлений используют высшие сорта легированных сталей малой массы, благодаря чему какая-либо нагрузка от самого захвата на стропу сводится к минимуму. Также они отличаются довольно малыми габаритами, что позволяет использовать их в любом месте груза; для полного соответствия номинальным размерам изготовление происходит при помощи плазменной резки по металлу, управляемой автоматически. Таким вот образом получаются высококачественные прочные изделия любых конфигураций и типов.
В настоящее время производство захватных приспособлений постоянно совершенствуется; выпускаются как модели с более совершенными характеристиками, так и захваты для конкретных групп продукции – контейнеров, труб, бочек, ящиков, некоторых грузов без тары и.т.д. Для последних в настоящее время используются захваты особых конфигураций с усовершенствованными поворотными элементами, подвижными крюками и скобами, клещами и эксцентриками, о которых мы подробнее поговорим ниже.
Как правило, такое оборудование изготавливается исключительно на заказ в соответствии с требованиями клиента, оформленными в виде технического задания – соответственно, государственными стандартами не оговариваются их размеры, масса, тип зажима и конфигурационные особенности.
Существует следующая система категорирования грузозахватных приспособлений:
- клещевые;
- вилочные;
- эксцентриковые;
- винтовые;
- строповые;
- коромысловые;
- клиновые;
- магнитные;
- вакуумные.
Рассмотрим каждый из указанных видов подробнее.
Виды грузозахватных приспособлений
- клещевые захваты отличаются, пожалуй, наиболее простой конструкцией, изготовление которой практически не требует использования какой-либо специальной техники. Идеально подходят для работы с контейнерами, ящиками и различными грузами с ровными плоскими поверхностями. Сам захват осуществляется при сжатии двух рычагов вокруг какой-либо части транспортируемого элемента либо за сам этот элемент. Одной из модификаций таких устройств можно считать фрикционные захваты, сжатие которыми груза осуществляется за счёт возникающей между грузом и зажимами силой трения. Чаще всего используются при транспортировке труб и схожих металлических и арматурных конструкций;
- вилочные захваты используют для поднятия груза, лежащего на земле либо стоящего на паллете или аналогичной таре (для этого в ней, либо в самом грузе должны иметься специальные отверстия/полости для захватов);
Использование приспособлений данного вида допускается лишь в том случае, если центр тяжести располагается на одной вертикали с точкой крепления траверсы к подъёмнику (если их несколько – с центром самой траверсы). Если вертикали не совпадают, груз выравнивают при помощи противовесов.
- эксцентриковые захваты используются для перемещения плоских грузов – например, стопки металлических листов, пиломатериалов, панелей для обшивки стен, бетонных плит и пр. Применяется только для твёрдых ровных поверхностей. Принцип работы аналогичен любым эксцентрикам – энергия подъёма переходит в усиление зажимающего действия. Соответственно, чем тяжелее груз, тем сильнее эксцентрик будет зажимать его. Может использоваться как для перемещения одиночных элементов, так и целых стопок;
- чтобы понять принцип действия винтовых захватов, достаточно посмотреть на обычные тиски, которые найдутся едва ли не в любом гараже или мастерской. Приладив захват к элементу груза, проводят закрутку винта, на конце которого располагается плоская площадка, которая и осуществляет зажим. Данная конструкция довольно надёжна, но требует приложения физической силы, а также более прочих допускает влияние человеческого фактора;
- строповые захваты, как ясно из названия, располагаются на концах строп; главной их особенностью является возможность расстроповки груза без прямого контакта. Осуществляется расстроповка при оттяжке подвижного металлического штыря. Используется в строительно-монтажных работах с участием конструкций из железобетона;
- коромысловые захваты применяются в том случае, если конструкция груза предполагает наличие сквозных отверстий (например, бетонные кольца и широкие трубы/элементы трубопроводов). В состав устройства входит непосредственно коромысло, которое принимает на себя основную нагрузку и строп, концы которого крепятся к тросу подъёмника и центральной части коромысла;
- клиновые грузозахваты используют принцип «распирания» груза и могут применяться лишь при наличии в грузе полостей либо глубоких отверстий (в которые и вставляется приспособление). Сама конструкция состоит из двух распорных элементов и резьбового клина, который раздвигает данные элементы при вкручивании;
- магнитные – а точнее, электромагнитные – устройства применяются при подъёме стальных и чугунных грузов. Требуется подключение к электрической сети. При подводе захвата к элементу груза устройство активируется, и между зажимами и частью груза создаётся постоянное магнитное поле. По завершению транспортировки магнит отключается. Также – для перевозки малогабаритных и маловесных грузов – используются зажимы, использующие в своей конструкции постоянные магниты. Их главным преимуществом, конечно же, можно считать полную независимость от каких-либо внешних источников питания;
- вакуумные захваты используются при работе с грузами, имеющими сплошную плоскую поверхность – дерево, металл, стекло, бетон и.т.д. Фиксация происходит за счёт создания разности атмосферного давления между воздухом снаружи захвата и разреженным воздухом внутри него. Управляется автоматически; может снабжаться встроенным вакуумметром для отображения создаваемого в клапане давления, что позволяет полностью контролировать процесс подъёма и его безопасность.