К безопасности складов, использующихся в качестве хранилищ либо временного места содержания горюче-смазочных материалов, масел, легковоспламеняющихся видов жидкого топлива (например, бензин) и прочих схожих по структуре и физико-химическим свойствам веществ, всегда предъявлялись наиболее строгие требования.
На сегодняшний день не существует каких-либо отдельных нормативных документов, оговаривающих правила использования складов ГСМ и баз горючего, поэтому они попадают под общие требования эксплуатации складских и промышленных помещений.
Указанные пожаро- и взрывоопасные вещества могут храниться как в отдельных помещениях товарных складов и изолированных зонах, так и в специально построенном для обеспечения данного хранения здании. В данной статье мы рассмотрим некоторые особенности проектирования и строительства таких зданий.
Разновидности складов ГСМ
Проектирование складов ГСМ (впрочем, как и любых других сооружений) предполагает наличие нескольких конструктивных этапов, по окончанию которых заказчику выдаётся проект безопасного складского комплекса с учётом проведения всех необходимых инженерных коммуникаций, систем пожаротушения и сигнализации.
В ходе проведения данных этапов заказчик может вносить свои правки в проект, при условии их совместимости с действующими нормами безопасности – например, при проектировании складов жидкого топлива и нефтепродуктов руководствуются нормативным документом СНиП II-106-79.
Разумеется, проект не является всего лишь детальным чертежом будущего здания – в его состав также входят все необходимые рабочие документы, детально отражающие весь процесс строительства с учётом техники безопасности, норм охраны труда и безопасности экосистемы.
Проектируемое здание, которое планируется использовать для безопасного хранения пожаро- и взрывоопасных веществ, утверждённого регламентам, должно представлять из себя производственный комплекс из складских помещений и оборудования для работы с горючими жидкостями.
В число таких работ может входить не только тарирование и последующее размещение грузов, но и их переработка (в зависимости от специфики склада). Также склад должен быть оборудован заправочными станциями и устройствами для подачи топлива.
Выделяют три основных типа помещений для хранения ГСМ:
- призаводские – сырьевые и товарные. Как правило, располагаются на территории предприятия, иногда – внутри комплекса;
- перевалочные – используются вне комплекса для быстрой разгрузки горючих жидкостей с одного транспорта и погрузки в другой (например, с грузовых автомобилей на железнодорожную платформу);
- распределительные – используются для переливки горючих жидкостей из одной тары в другую (обычно – меньшего объёма). Могут располагаться как внутри комплекса, так и вне его. Должны оснащаться специальным оборудованием
Классификация рабочих зон на складе ГСМ
Внутри все складские помещения разделены на определённое количество рабочих зон. Это делается, в первую очередь, для оптимизации и стандартизации работ; помимо этого зоны различаются по функциональному признаку, наличию соответствующего оборудования и.т.д. Допускается их следующая классификация:
- зона хранения – занимает большую часть складского помещения. Включает в себя резервуары и баки для хранения нефтепродуктов, насосную станцию и трубопровод;
- оперативная зона – используется для фильтрации топлива и последующего перелива в рабочие ёмкости – бочки, цистерны и.т.д. Обеспечивается соответствующим оборудованием, может быть оборудована лабораторией для переработки нефтепродуктов, если в этом возникает необходимость;
- вспомогательная зона – включает в себя производственные помещения, обеспечивающие нормальное функционирование всего комплекса. К таким помещениям относят котельные, подстанции, ремонтные мастерские и.т.д.;
- административная зона – к которой относят кабинеты и офисы, помещения для персонала и охраны и пр. Также к данной зоне относят гаражи (для рабочего и личного автотранспорта) и пожарное депо.
Строительство ГСМ складов и баз горючего
Строительство складов ГСМ проводится с учётом рабочих площадей внутрискладских зон, нагрузки на них, наличия специализированного оборудования, подключения освещения, отопления и вентиляции и.т.д.
Не менее важно рациональное использование прилегающей территории, которое зависит как от самой территории, так и от специфики склада. Так для обустройства портового склада обязательно наличие зоны для проведения водных операций – разгрузки ГСМ с баржей и танкеров – оборудованной соответствующим образом.
Основная опасность при работе с горюче-смазочными материалами заключается в их исключительной огнеопасности. Вследствие этого все металлоконструкции, входящие в состав здания комплекса должны обрабатываться специальным термостойким покрытием, повышающим их огнестойкость и препятствующим росту и движению пламени. Бетонные полы обрабатываются схожим образом – наиболее важным фактором является отсутствие искр при трении или ударном воздействии.
Не менее важно осуществлять контроль качества и пригодности к работе осветительной системы, чтобы вовремя выявить возможные повреждения или неисправности. Вне здания комплекса в обязательном порядке должен располагаться рубильник для аварийного отключения системы – в несгораемом металлическом шкафчике с соответствующими пометками.
В помещениях для хранения ГСМ используется приточно-вытяжная вентиляционная система, обеспечивающая быстрый воздухообмен в рабочих зонах. Это полезно не только с точки зрения повседневной работы (очистка воздуха от неприятных запахов, удаление пылевых взвесей и.т.д.), но и при возникновении пожара; система за 30-40 минут может очистить весь воздух в помещении от дыма.
Курение внутри складского комплекса, а также в любом другом месте, специально не отведённым для этого, строго запрещается!
Помимо этого, каждое помещение внутри склада ГСМ должно оснащаться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями – пенными и порошковыми), а также оборудованием для связи с диспетчерской службой. Обязательно наличие автоматической системы пожаротушения на любой основе, кроме водной, а также датчиков дыма и/или открытого пламени.