Проведение каких-либо работ, связанных с подъёмом, фиксацией и последующим перемещением тяжёлых крупногабаритных грузов невозможно без использования стропов – канатных, цепных либо текстильных. Наиболее часто предпочтение отдаётся вторым, как своеобразной «золотой середине» – они значительно более крепки, чем текстильные стропы, а также легче и гибче, чем канатные.
В связи с отсутствием каких-либо волокон в своей структуре, данные изделия могут свободно применяться в любых температурных условиях (в том числе для транспортировки раскалённых либо расплавленных грузов и даже в открытом огне), а при повреждении одного или нескольких звеньев их не составляет труда заменить на целые или просто исключить из состава цепи.
Разновидности цепных стропов
Все стропы данного вида имеют схожую конструкцию – рабочую цепь, состоящую из определённого количества типовых звеньев, двух переходных (для крепления рабочего крюка и самого стропа) и одного концевого, отличающегося большими размерами и предназначенного для соединения с переходными звеньями. Соединения могут быть как разъёмными, так и неразъёмными; для осуществления первых зачастую используются карабинные конструкции.
Основной признак, по которому цепные стропы отличаются друг от друга – количество цепей (их ещё называют ветвями). Соответственно, изделия с наибольшим количеством ветвей используются для подъёма наиболее сложных (из-за смещённого центра тяжести или неравномерного расположения точек строповки) грузов. По данному параметру различают следующие виды стропов:
- одноветвевые (1СЦ);
- двухветвевые (2СЦ);
- трёхветвевые (3СЦ);
- четырёхветвевые (4СЦ);
- универсальные, включающие в себя одну ветвь, которая может быть как замкнутой (УСЦ-К), так и разомкнутой (ВЦ).
Также возможно производство более сложных конструкций, совмещающих в себе сразу несколько вышеуказанных типов. Обычно их изготавливают на заказ по специальному техническому проекту, который составляется с учётом предполагаемых нагрузок и специфики грузоподъёмных работ.
Как классифицируют цепные стропы?
Помимо количества ветвей (а зачастую в зависимости от него) стропы также различаются по самому главному параметру, отвечающему за их функциональность – грузоподъёмности. Условно её можно определить как сумму устойчивости всех отдельных элементов стропов к долговременным стационарным нагрузкам. Соответственно, чем выше класс прочности стропа, тем большую нагрузку он сможет выдержать без риска обрыва, и тем дольше прослужит.
Различают следующие основные классы прочности:
- 3 класс – максимальная нагрузка не может превышать 100 кг;
- 5 класс – 300 кг;
- 8 класс – 800 кг;
- 10 класс – 1200 кг;
- 12 класс – 3150 кг.
Данная классификация рассчитана на использование одной ветви стропа – соответственно, если ветвей несколько, максимальная грузоподъёмность будет выше. Также важную роль играет температура среды, в которой используется строп; если она превышает +2000С, то предел допустимой нагрузки может снижаться до 10-15% от заявленного значения.
Ещё один параметр внутриклассового различия стропов – диаметр звеньев. Чем он выше, тем крепче будет сама цепь. Указанные выше значения являются стандартными, актуальными для стропов с минимальным диаметром звена; по мере его увеличения грузоподъёмность стропа может возрасти до значения в 1,5-2 раза выше определённого классом прочности.
ГОСТ на грузовые цепные стропы
Какой-либо определённый государственный стандарт на производство изделий данного вида отсутствует, поэтому изготовители руководствуются нормативными требованиями Руководящего Документа (РД) от 11 июля 2007 года.
В номенклатуре цепные стропы обозначаются следующим образом: сперва идёт установленный класс прочности, затем – наименование, включающее в себя количество ветвей, максимальную грузоподъёмность в температурных условиях, не приближенных к критическим и длину изделия в миллиметрах.
Для примера, «10-2СЦ-16,0-8000» обозначает «цепной строп 10 класса прочности, двухветвевой, с грузоподъёмностью каждой ветви, равной 16 тоннам и длиной 8000 мм». В зависимости от специфики изделия, в данное обозначение могут добавляться дополнительные сведения – например, климатическое исполнение.
В обязательную комплектацию стропа входят закрепительные скобы, концевые звенья, рабочие крюки и другие грузозахватные приспособления в зависимости от условий технического задания. Вся указанная комплектация отмечается в паспорте изделия.
Основное влияние на прочность конструкции оказывает сталь, из которой изготавливаются входящие в её состав звенья. Так звенья для стропов третьего и пятого класса прочности изготавливаются из стали ГОСТ 380; для больших нагрузок используются цементируемая конструкционная сталь ГОСТ 1050. При работе с самыми тяжёлыми грузами на специализированных предприятиях используют цепные стропы, изготовленные из легированной строительной стали ГОСТ 19281.