Грузовые стропы являются одним из наиболее востребованных приспособлений на отечественном и зарубежном строительном рынке. При кажущейся простоте изготовления, нехитрой конструкции и довольно дешёвой стоимости, данный вид грузоподъёмного оборудование используется в любых строительных и складских работах, где требуется поднять на высоту тяжёлый груз.

Впрочем, одним только подъёмом дело не ограничивается: изделие может выдерживать длительные нагрузки в течение необходимого времени для проведения указанных работ без риска обрыва или растяжения.
Особенно полезным наличие стропа окажется при возникновении необходимости перемещения нестандартных грузов – с крупными габаритами, например, смещённым или неравномерно распределённым центром тяжести, а также с неравным расположением точек строповки.
Грамотное использование данной конструкции не только минимизирует приложение каких-либо физических усилий и трату времени, но и обеспечит безопасность как самого груза и подъёмника, так и здоровья и жизни ответственных работников.
При производстве грузовых стропов общего назначения фирмы-изготовители обязаны руководствоваться множеством нормативных документов и государственных стандартов, регламентирующих все этапы сборки изделия. После завершения сборки в обязательном порядке проводятся лабораторные испытания, в ходе которых выясняется общая пригодность стропа, допущение либо недопущение к продаже, отбраковка и замена любых неисправных или повреждённых элементов.
Изделия, прошедшие указанную проверку, снабжаются соответствующим сертификатом качества, который идёт в комплекте с прилагаемой к ним технической документацией.
Всего различают три типа грузовых стропов – канатные, текстильные и цепные. Остановимся на каждом из них подробнее.
Канатные грузовые стропы
Грузовой строп указанного типа имеет самую сложную и трудоёмкую конструкцию в сравнении со своими аналогами, и представляет из себя стальной трос, сплетённый из нескольких проволочных стренг, концы которого прессуются специальными втулками из стального или алюминиевого сплава. В нижней части стропа располагаются рабочий крюк, на который и приходится основная нагрузка, а верхней – скоба, за которую он крепится к тросу подъёмного механизма.
В случае использования нескольких ветвей данная скоба может заменяться на концевое звено овальной формы, на котором располагаются ветви. Все комплектующие изготавливаются отдельно, в соответствии с утверждёнными стандартами.
Из плюсов использования такой конструкции можно выделить высокий показатель прочности, длительный срок эксплуатации и возможность использования в широком температурном диапазоне (от -400С до +4000С). Также данные стропы довольно дёшевы (цена главным образом зависит от грузоподъёмности и количества ветвей). В числе минусов главным образом выступает крайне малый показатель гибкости, сложность ремонта в случае обрыва или расплетания, а также сама фактура изделия, которая не позволяет использовать его при работе с некоторыми грузами (например, хрупкими или окрашенными).
Приняты следующие обозначения канатных стропов:
- одинарный или одноветвевой – 1СК;
- двухветвевой – 2СК;
- четырёхветвевой – 4СК;
- кольцевой, концы которого скрепляются друг с другом при помощи зажимов или опрессовки – СКК;
- однопетлевой, в котором отсутствует соединительная скоба – вместо неё конец с оплёткой складывается в петлю, скреплённую зажимом – 1СКП;
- двухпетлевой – аналогичен однопетлевому, но имеет обе петли на концах – 2СКП.
Грузовые текстильные стропы
Наиболее популярная конструкция строп в силу своей универсальности, простоты использования и хранения и крайне низкой цены. Изготавливаются из полиэстеровых лент, отличающихся большим запасом прочности; для снижения вредного воздействия влажности, высокой или низкой температуры комплектуются специальными чехлами, не влияющими на плотность сцепления и не вредящие обматываемому грузу.
Чаще всего текстильные стропы применяют при перемещении хрупких крупногабаритных предметов – раритетных предметов мебели, музыкальных инструментов, точного оборудования, рабочих механизмов с комплектующими и.т.д. Материал стропов невосприимчив к воздействию многих вредных химических соединений; срок эксплуатации меньше, чем у канатных, но тоже может быть довольно продолжителен при правильном использовании.
Цвет стропов также не случаен и нисколько не зависит от эстетических пристрастий изготовителей – он свидетельствует о грузоподъёмности каждой ветви:
- фиолетовый – до 1 т;
- зелёный – до 2 т;
- жёлтый – до 3 т;
- серый – до 4 т;
- красный – до 5 т;
- коричневый – до 6 т;
- синий – до 8 т;
- оранжевый – выше 8 т.
Текстильные стропы также могут отличаться и по типу исполнения – на текстильные и круглопрядные. Первые в основном используются для подъёма маловесных хрупких грузов, отличаются мягким сцеплением, фактурой и соответствующей прочностью. Вторые намного прочнее, более жёстки и используются для транспортировки значительно более тяжёлых грузов – до 10 тонн. Могут снабжаться дополнительными комплектующими – захватами, зажимами, скобами и.т.д.
Применяется следующая маркировка текстильных стропов:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | одноветвевой кольцевой – 1СТК (1СТ) |
2 | двухветвевой кольцевой – 2СТК |
3 | четырёхветвевой кольцевой – 4СТК |
4 | однопетлевой – 1СТП |
5 | двухпетлевой – 2СТП |
Грузовые цепные стропы – лучший выбор?
Название говорит само за себя. Конструкция данного изделия представляет из себя цепь из некоторого количества звеньев, на концах которой соответственно располагаются рабочий крюк и закрепительная скоба либо концевое звено. Данный строп представляет из себя своеобразную «золотую середину», плавный переход от ленточных моделей к канатным, совмещая в себя неплохие показатели прочности и гибкости.
Допускается применение цепных стропов в условиях критически низких и высоких температурах (и даже в открытом огне). Незаменимы при работе груза с острыми кромками. Одним из главных преимуществ перед другими изделиями является крайняя простота ремонта цепи – при необходимости повреждённое звено просто заменяется либо удаляется и работа продолжается. Из недостатков можно выделить большую массу изделия, а также некоторую подверженность коррозийным и некоторым видам химических воздействий. Стоимость цепных стропов примерно на 5-10% меньше, чем канатных.
Различают следующие типы маркировок:
- одноветвевой – 1СЦ;
- двухветвевой – 2СЦ;
- четырёхветвевой – 4СЦ;
- кольцевой (универсальный) – УСЦ;
- цепная ветвь (применяется, в основном, в качестве детали для ремонта ветви при повреждении нескольких звеньев, но может использоваться и как стандартный одноветвевой строп) – ВЦЦ.
Вне зависимости от типа изделия, оно должно оснащаться соответствующей биркой, в котором указывается его маркировка, материал изготовления, длина и грузоподъёмность, порядковый номер и дата проведения последнего лабораторного испытания. На обратной стороне указывают марку фирмы-изготовителя и номер обратной связи.