При всех своих положительных качествах, таких как грузоподъёмность, прочность и устойчивость к высоким температурам, цепные и канатные стропы общего назначения могут оказаться не лучшим решением при подъёме определённых грузов. В частности, данные приспособления отличаются малой гибкостью (особенно канатные), большими габаритами и весом, а также могут образовывать острые кромки при износе материала троса.
Помимо этого, использование таких строп может привести к повреждению самого груза – особенно если речь идёт о хрупких крупногабаритных предметах, которые необходимо обвязывать для дополнительной устойчивости. В таких случаях используют текстильные грузовые стропы, обладающие не только наибольшей гибкостью и удобством применения по сравнению со своими аналогами, но ещё и крайне малым весом и габаритами.
Из чего изготавливаются текстильные стропы?
В качестве основного материала, использующегося при производстве текстильных строп используются эластичные тканевые ленты, нечувствительные к температурным перепадам и устойчивые к разрывающим воздействиям. В составе лент могут присутствовать текстильные волокна трёх типов – полиамидные (PA), полиэстеровые (PES) и полипропиленовые (ПП), к которым предъявляются следующие механические требования:
- термостойкость. Текстильные стропы общего назначения используются для подъёма грузов, температура поверхности которых может колебаться в диапазоне от -400С до +100С. При возможном превышении указанных температур материал должен плавиться, а не гореть;
- влагостойкость. Определяется так называемым коэффициентом влагопоглощения, который не должен превышать 3-4%;
- устойчивость к агрессивным химическим соединениям;
- деформация материала при транспортировке не должна превышать 10-15%;
- стропы не должны впитывать масла, смазки, жиры и нефтепродукты.
Требования к эксплуатации текстильных строп
Правилами безопасности погрузочно-транспортных работ оговаривается использование только тех видов текстильных строп, что прошли испытания прочности и растяжимости в лабораторных условиях и имеют соответствующий сертификат качества. Не допускается применение повреждённых изделий с истёртыми либо срезанными волокнами, ожогами, а также перекрученных или деформированных каким-либо другим способом.
При износе лент запрещается их ремонт с использованием материалов отличных от тех, что использовались при производстве. Тип плетения минимизирует их механический износ и предохраняет изделие от воздействия сырости; также для снижения воздействия внешних вредных факторов допускается использование специальных чехлов, защитных лент и прокладок, если оно не предполагает снижения либо превышения необходимого предела растяжения стропа.
Данные вспомогательные материалы обеспечивают плотное прилегание обвязки к грузу вне зависимости от его габаритов и фактуры, а также снижают образующееся при этом трение и повышают надёжность фиксации.
Классификация текстильных строп
Конструкция текстильных строп общего назначения предельно проста – лента с двумя петлями на концах. По длине данные стропы превосходят даже цепные, что позволяет использовать их для обвязки грузов любых габаритных размеров. Вместо петель допускается использование колец – при этом процесс изготовления несколько изменяется. В частности, различие заключается в соединении петлевой и ленточной части.
- Текстильные петлевые стропы (СТП) изготавливаются следующими способами:
- сквозным прошиванием ленточной части с изнаночной стороны без скручивания;
- скручиванием ленточной части в петлю – при этом снижается ширина петли, но повышается её жёсткость;
- использованием вдвое больших по длине лент, которые затем складываются, значительно повышая общую прочность строп. Отличаются большим расходом материала и, соответственно, большей ценой.
Основная нагрузка стропа приходится именно на петли – поэтому чем выше будет их толщина, тем надёжнее будет сам строп. Наиболее прочными считаются двойные петли, наименее прочными – плоские.
- Текстильные кольцевые стропы (СТК) отличаются наибольшим показателем жёсткости, так как имеют овальное поперечное сечение. Соответственно, снижается плотность прилегания такого стропа к грузу, вследствие чего их наиболее часто используют для фиксации и транспортировки длинномерных грузов малой толщины. Средняя цена кольцевых строп выше цены ленточных на 15-20%. Для повышения эластичности ленточная часть изготавливается круглопрядным методом плетения; такие стропы имеют номенклатурное обозначение СТКК.
Сами кольца имеют овальную форму и могут использоваться как для фиксации грузов, так и для крепления к крюку на конце рабочего троса крана либо траверсы. Использование колец значительно снижает уровень износа петли; в качестве материала изготовления обычно выступает закалённая углеродистая сталь.
В зависимости от количества колец текстильные ленточные стропы могут быть одно-, двух и четырёхветвевыми; соответственно, чем больше ветвей включает в себя строп, тем выше его грузоподъёмность. Подъём также становится более ровным, без рывков и чрезмерных наклонов – несколько ветвей позволяют наиболее равномерно распределить груз, что позволяет работать даже с нестандартными грузами со смещённым центром тяжести.
Узнать количество ветвей стропа легко даже без визуального контакта; их количество всегда указывается перед буквенным обозначением; например, 2СТП – двухветвевой петлевый, 4СТК – четырёхветвевой кольцевой и.т.д.
Перед приобретением строп учтите, что их длина снижается пропорционально количеству ветвей.
О чём говорит расцветка лент?
Помимо количества ветвей, грузовые текстильные стропы различаются ещё и по показателю грузоподъёмности. Для примера, типовые одноветвевые стропы при ширине от 30 до 3000 мм и длине от 80 см до 3 м позволяют поднимать и фиксировать на высоте грузы массой от 500 кг до 20 тонн. При этом высота прогиба стропа не должна превышать 2 м, так как угол охвата груза может превысить допустимые значения (допустимое значение составляет 1200).
О грузоподъёмности текстильного стропа говорит его маркировка:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | фиолетовый – до 1000 кг |
2 | зелёный – до 2000 кг |
3 | жёлтый – до 3000 кг |
4 | серый – до 4000 кг |
5 | красный – до 5000 кг |
6 | коричневый – до 6000 кг |
7 | синий – до 8000 кг |
8 | оранжевый – от 8000 кг и выше |