Без чего нельзя представить современный мир? Конечно же, без электричества. Электроприборы настолько прочно вросли в нашу жизнь, так плотно вплелись во все сферы человеческой деятельности, что представить, будто бы все они разом перестали работать, просто невозможно.
В основном для передачи электроэнергии в наши города и квартиры используются линии электропередач, которые давно стали привычной частью картины окружающего нас мира. Едва ли кто-то, не имеющий прямое отношение к работе с электричеством, всерьёз задумывался о том, как данные конструкции возводятся, из чего состоят, как выходит так, что ток не «проливается» на землю, а течёт по проводам, и.т.д.
А ведь такая «транспортировка» электричества всегда предполагает наличие огромного количества различных основных и вспомогательных конструкций, различных приспособлений и устройств, гарантирующих надёжность, бесперебойность и безопасность энергоснабжения.
Из данной статьи вы узнаете, какие приспособления используются в конструкциях ЛЭП, для чего они используются и каких видов бывают.
Что входит в состав металлоконструкций для ЛЭП?
Металлоконструкциями для ЛЭП называются стандартные элементы, необходимые для обеспечения её нормального функционирования и гарантирующие безопасность при эксплуатации и техническом обслуживании линии. В этом плане они не менее полезны чем сами опоры, по которым проходят провода. В числе таких конструкций можно выделить:
- траверсы – используются непосредственно для крепления проводов на опорах. Различают траверсы двух типов: для низковольтных (траверсы ТН) и высоковольтных (траверсы ТМ) проводов;
- хомуты – используются для крепления траверс к опоре;
- оголовья – необходимы для последовательного перехода электрического провода между натяжными подвесками. Необходимы при установке анкерных или промежуточных опор;
- кронштейны – применяются для крепления на опорах вспомогательных приборов, таких как элементы осветительной системы, разъединители и.т.д.;
- узлы крепления – используются для крепления подкосов при установке опор;
- надставки – необходимы при пересечении линии электропередач с иными видами коммуникаций. Обеспечивают безопасность и сохранность провода на месте пересечения.
Об одном из указанных выше приспособлений мы поговорим подробнее.
Виды и особенности хомутов
Итак, мы выяснили, что при помощи хомутов происходит непосредственно крепление металлоконструкций (в частности траверс) к опорам ЛЭП. При этом данное приспособление постоянно подвергается различным негативным воздействиям от высоких и низких температур, влажности и атмосферных осадков – вследствие чего большинство фирм производителей предусматривает для него различные виды защитных покрытий.
В частности, выпускаются окрашенные хомуты для крепления траверс, хомуты с покрытием из битумного лака и конструкционной эмали, цинковым напылением и.т.д. В качестве материала для изготовления хомутов используется оцинкованная или нержавеющая сталь.
В зависимости от конструктивных особенностей выделяют следующие разновидности хомутов:
- хомуты марки Х1-Х6, Х42 – использующиеся для крепления траверс ТМ и ТН к железобетонным опорам ЛЭП. Использование данных конструкций позволяет избежать распутывания изолированных проводов, идущих одним пучком. Материал – высококачественная сталь с антикоррозийным покрытием, устойчивым к температурным перепадам;
- Х7-Х8 – используются для крепления траверс ТМ и ТН, кронштейнов и разъединителям к железобетонным и стальным опорам ЛЭП. Изготавливаются из металлической арматуры с антикоррозийным покрытием – лакокрасочным либо цинковым, имеют резьбу для крепления;
- Х9, Х23, Х37-Х41 – применяются для закрепления различных типов металлических конструкций при прокладки воздушных ЛЭП. Изготавливаются из нержавеющей стали с защитным покрытием, увеличивающим срок их полезной эксплуатации;
- Х15, Х30, Х50, Х60 – представляют из себя соединительный элемент для размещения траверс и вспомогательных конструкций на ветвях опоры. Применяются при прокладке воздушных линий. Изготавливаются из оцинкованной стали с антикоррозийным покрытием, имеют резьбу;
- Х24, Х25 – аналогичны хомутам предыдущим марок, но используются исключительно для прокладки наземных линий;
- Х33-Х36 – крепления для траверс ТМ и ТН к стальным опорам ЛЭП с напряжением 6-10кВ. Изготавливаются из стали с влагостойким покрытием, имеют резьбу для крепления. Долговечны и устойчивы к износу;
- Х51 – облегчённый резьбовой хомут для размещения металлоконструкций на типовых опорах. Представляет из себя скобу из оцинкованной стали, покрытую битумным лаком.