Траверсами называют вид электромонтажного оборудования, активно использующийся при прокладке линий электропередач на любые расстояния. Впрочем, слово «активно» не слишком точно передаёт суть – без траверс вообще не обходится не то, что ни одна ЛЭП, но и ни одна опора, входящая в её состав.
Ведь именно на металлические плечи траверс ложится основная нагрузка, связанная с креплением кабелей (при этом довольно злую шутку играет и длина этих кабелей, из-за которой оказываемое на конструкцию давление становится значительно сильнее).
Соответственно, не будет ошибкой утверждать, что к изготовлению и монтажу траверсы на опоре предъявляются особые требования – ведь любая внештатная ситуация может привести к обесточиванию всей линии (а в худшем случае – пожары, поражение током случайных прохожих и.т.д.). Но, прежде чем, обсуждать данный вопрос, давайте попробуем разобраться подробнее в том, что конкретно представляет из себя электрическая траверса.
Конструкция электромонтажных траверс
Как мы уже выяснили, траверсы используются для крепления кабелей при прокладке ЛЭП. Но как конкретно происходит крепление?
В первую очередь, определим следующий конструктивный состав траверс:
- металлический уголок;
- стойка, на которой крепится уголок (обычно приобретается отдельно);
- арматурные штыри для размещения изоляторов;
- круг;
- полоса;
- серьги СРС (для подвесного крепежа);
- хомут для крепления траверс к корпусу опоры (приобретается отдельно).
Такое вот нехитрое приспособление – но всё гениальное просто, правда ведь? Итак, кабеля крепятся именно на изоляторах, которые, в свою очередь, вкручиваются на арматурные штыри, которые, в свою очередь, привариваются к уголку-корпусу траверс.
В качестве материала изоляторов используется особо прочное стекло, фарфор, а также различные полимеры; их использование позволяет избежать прикосновения кабелей к траверсе или токоведущим частям опоры путём создания, как ясно из названия, изоляции, т.е. препятствия на пути электрического тока.
Прочие элементы (помимо соединительных) являются сугубо конструктивными и упоминать их отдельно не имеет смысла – за исключением, может, серег СРС. Кто-то может спросить – зачем делать подвесной крепёж, чтобы кабель провисал в воздухе? Что ж, применяется такое крепление чаще всего на высоковольтных линиях в целях создания дополнительной изоляции; при этом в качестве «изолятора» служит не что иное, как воздух. Наиболее выгодно использовать данную конструкцию на концевых либо поворотных анкерных опорах.
Все элементы траверс соединяются друг с другом при помощи сварки после размещения на специальных станках-кондукторах, позволяющим надёжно фиксировать их на корпусе согласно заявленным проектным размерам. После этого места соединения (сварочные швы) тщательным образом очищают от различного мусора, неизбежно появляющегося при сварке и проверяют на отсутствие любых повреждений – царапин, трещин и.т.д.
Если всё в порядке, изделие отправляется в специальную лабораторию, где его подвергают очень серьёзным нагрузкам, которые примерно на 15-20% превышают те, что указаны в официальных характеристиках (только таким образом можно полностью удостовериться в их актуальности). Если траверса не проходит испытания (ломается, излишне гнётся и пр.), то её бракуют; если же нет, то отправляют на продажу.
Как проводится монтаж траверс?
Основные элементы крепления траверс к корпусу опоры – стойка и хомут. Точнее, на стойку крепится сама траверса, а установку на опоре осуществляет уже хомут.
Что представляет из себя хомут? Стандартная модель представляет из себя П-образную конструкцию, концы которой имеют резьбу для крепления запорного элемента при помощи болтов (исполнение хомута может отличаться в зависимости от сечения опоры – круглого или прямоугольного).
Стойка же представляет из себя железобетонную конструкцию квадратного сечения и используются не только для крепления траверс, но и для обеспечения дополнительной устойчивости самой опоры. Вибрированное исполнение делает их использование возможным в любых, даже сейсмически опасных, условиях.
Для дополнительной надёжности хомут изготавливается из высокопрочной стали, с последующей оцинковкой горячим или холодным методом. Для предотвращения возникновения коррозии обрабатывается битумным лаком в один или два слоя.