Траверсами называются горизонтальные балки, подвешенные или закреплённые на вертикальных элементах несущей конструкции здания или иного сооружения. Чаще всего их используют в качестве опоры для закрепления подъёмных устройств и тяжёлых грузов, а также при прокладке электрических проводов (траверсы ТМ).
В основе каждой траверсы ТМ лежит металлический уголок. Провода удерживаются на нём специальным хомутом и снабжаются специальными изоляторами электрического тока. Изготавливаются они из фарфора или стекла и имеют форму чашки с углублением по периметру и вкручиваются непосредственно с обеих сторон траверсы так, чтобы основной вес проводов приходился на центр конструкции.
Так как траверсы ТМ чаще всего используют при прокладке линий электропередач, на их поверхность наносят антикоррозийное покрытие для защиты изделия от климатических воздействий (в качестве такого покрытия обычно выступает слой краски или цинка толщиной не менее 35 мм).
Для изготовления траверс не требуется использовать какое-либо специальное оборудование – сборка происходит при помощи стандартного оборудования, в том числе сварочного. Перед приобретением важно обратить внимание на гладкость швов, отсутствие деформаций, трещин и прочих браков.
В зависимости от типа конструкции, траверсы ТМ принято подразделять на:
- одинарные (провода крепятся в одной точке);
- двойные (провода крепятся в двух точках);
- подвесные (провода крепятся на натяжных подвесках).
Цена траверсы непосредственно зависит от вида конструкции, веса и материала изготовления. Каталог любого специализированного магазина содержит следующие основные виды траверс для высоковольтных линий:
Траверса ТМ-1
Служит для фиксации провода в одной точке, используется при установке промежуточных опор в мало- или незаселённой местности. Малая масса и дешевизна траверсы привела к тому, что данную конструкцию используют в более чем 80% ЛЭП с напряжением 6,3-10 кВ.
К сожалению, эксплуатации ТМ-1 присущи серьёзные минусы – отсутствие изоляции, что часто приводит к короткому замыканию в дождливую погоду и значительно увеличивает вероятность поражения током при обслуживании, а при падении опоры гарантированно приводит к возгоранию.
Траверса ТМ-2
Используется на железобетонных опорах при прокладке линий напряжением 6-10 кВ с неизолированными проводами. Дороже своих предшественников, но отличаются большей надёжностью и очень широко распространены (гарантированно присутствуют на складе любого соответствующего магазина).
Из недостатков можно выделить малую рабочую нагрузку и длину траверсы (всего 250 мм), а также необходимость в дополнительной комплектации. Для защиты от коррозии обрабатывается битумным лаком.
Траверса ТМ-3
Используется при прокладке линий напряжением 10 кВ на анкерных опорах с неизолированными проводами. Провода фиксируются в двух точках траверсы. Возможно применение в населённой местности. Главные недостатки – высокая цена, малая загрузка и большие габариты. Аналоги – траверса ТМ-15, ТМ-19, ТМ-20, ТМ-46.
Траверса ТМ-4
Двойная траверса, использующаяся при прокладке линий электропередач в населённых зонах. Состоит из металлического уголка (материал – углеродистая сталь), хомутов, круга, серьги СРС и пары штырей; может выпускаться в климатическом исполнении с последующей обработкой битумным лаком. Отличается удобными габаритами и небольшим весом. Цена средняя, зависит от исполнения. Аналоги – траверса ТМ-30, ТМ-31, ТМ-42.
Траверса ТМ-5
Двойная траверса, которую устанавливают на угловые и промежуточные опоры при прокладке ВЛ напряжением 10 кВ. Крепится на стойке при помощи хомута (приобретается отдельно). Может производиться в стандартном и климатическом исполнении. Отличается особой надёжностью благодаря специальной конструкции в виде короба из двух стальных уголков.
Средние габариты и цена. Аналоги – траверса ТМ-93.
Траверса ТМ-6
Подвесная траверса, используется на анкерных опорах при прокладке ВЛ напряжением 10 кВ. Снабжена двумя изоляторами, устанавливающимися на концах резьбовых штырей. К траверсе приварены две стальные петли, на которые надеваются серьги.
Конструкция изготавливается из углеродистой стали и отличается высокой надёжностью и грузоподъёмностью. Выпускается в стандартном и климатическом исполнениях; в качестве защитного покрытия используется краска, цинк и битумный лак.
Из недостатков траверсы можно выделить большой вес, габариты, а также высокую стоимость. Однако, на сегодняшний день, это – одна из лучших моделей, представленных на отечественных и международных рынках. Аналоги – траверса ТМ-24, ТМ-68, ТМ-106.
Перед приобретением траверсы ТМ лучше получить консультацию специалиста; также важно изучить спецификации и техническую документацию изделия, сертификат качества и свидетельства проведения лабораторных испытаний.
Цены на траверсы обычно исходят из сложности конструкции, металла, комплектации и вида исполнения. Поэтому стоит заранее быть готовым к тому, что качественное изделие, скорее всего, будет стоить очень дорого.