Стропы являются одним из древнейших и неотъемлемых элементов практически любых грузоподъёмных работ. Простая на вид конструкция сочетается с огромной функциональностью, которая позволяет использовать изделие для подъёма и транспортировки практически любых грузов, вне зависимости от его габаритов, массы и конструктивных особенностей.
Различают три вида стропов:
- текстильные;
- канатные;
- цепные.
Разницу между ними определить несложно. Так текстильные стропы, например, отличаются меньшей жёсткостью и большей длиной; использование их наиболее оптимально при перемещении крупногабаритных хрупких предметов, а также грузов с недавно окрашенной или лакированной поверхностью (в целях предотвращения возможных повреждений при строповке.
Пусть Вас не обманывает слово «текстиль» – данные стропы могут отличаться высокой грузоподъёмностью, вплоть до 16 тонн (определить грузоподъёмность изделия «на глаз» нетрудно – обратите внимание на его окраску, которая отнюдь не зависит от эстетических пристрастий изготовителя).
Канатные стропы не слишком популярны, так как отличаются крайне малым показателем гибкости, а в случае повреждения их ремонт очень труден (в силу использующегося канатного плетения из проволочных стренг). Зато такие конструкции могут выдерживать гораздо большие нагрузки, могут использоваться в широком диапазоне температур, а использование элементов из нержавеющей либо стали с защитным антикоррозийным покрытием полностью исключает возможность порчи изделия от влаги и сырости.
Ну и, пожалуй, самыми популярными видами грузовых стропов считаются цепные. По сути, они представляют собой удачную комбинацию гибкости и прочности при удобном хранении и использовании (последнее заключается ещё и в простоте ремонта – в случае поломки или деформации повреждённое звено просто удаляется из состава цепи либо заменяется на новое).
Кроме того, данные стропы очень удобны при подъёме грузов с острыми краями, а также могут применяться при крайне высоких температурах и даже для подъёма раскалённых или расплавленных грузов, что делает их незаменимыми при работе в металлургической промышленности.
Производство канатных и цепных стропов строго регламентируется положениями руководящего документа под номером 10-33-93 (с последующими изменениями – РД 10-231-98). В этой статье мы вкратце рассмотрим некоторые положения данного документа.
РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения» – основные положения
В первую очередь, определяются используемые конструкции грузовых строп. Всего выделяют два типа – ветвевые, оснащённые крюком для захвата и петлёй для крепления к тросу подъёмного крана и кольцевые – сомкнутые в петлю, использующиеся для обвязки груза и обычно применяющиеся совместно с ветвевыми стропами.
Независимо от типа конструкции, для изготовления канатных стропов используются отрезки стальных тросов, для цепных, соответственно, цепи с круглыми звеньями одинакового диаметра. Грузоподъёмность конструкции может колебаться от 500 килограмм до 50 тонн и в обязательном порядке указывается в технической документации изделия и на специальных бирках.
Изготовлением грузовых стропов могут заниматься лишь предприятия, имеющие соответствующую лицензию, заверенную органами контроля, и подтверждающую квалификацию персонала и наличие соответствующего уровня технического обеспечения для проектирования и изготовления в соответствии с нормами РД.
Итоговая документация, которая выдаётся такими предприятиями, обязательно включает в себя:
- копию технического задания, предоставленного заказчиком;
- полные графические схемы всех элементов стропа с текстовыми пояснениями;
- технологическую карту, включающую в себя перечень и подробное описание процессов производства изделия;
- сертификаты, подтверждающие проведение испытаний пригодности изделия в лабораторных условиях с применением нагрузок, значение которых должно превышать номинальные в среднем на 25%;
- при использовании в процессе изготовления сварочных швов – справка о соответствующем образовании проводившего сварку специалиста.
Какие требования предъявляются к стропам?
В силу простоты конструкции предъявляемых требований не слишком много, однако выполнение их неукоснительно, а любая халатность недопустима и карается согласно трудовому законодательству. В первую очередь, они касаются конструкции строп, а именно:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | цепные стропы включают в себя цепь, состоящую из определённого техническим заданием количества звеньев (в зависимости от длины) одинакового диаметра и сорта стали. Использование звеньев из другой цепи либо другой толщины или диаметра категорически запрещается. Для устранения каких-либо поломок используются либо электрическая сварка (для ремонта повреждённого либо деформированного звена) либо соединительные звенья из ветвевой цепи |
2 | при производстве канатных строп используются исключительно круглопрядные тросы двойной свивки, изготовление которых регламентируется нормами ГОСТ 3241. Сердечник троса обычно изготавливается из пеньки либо хлопковой пряжи; материалы могут изменяться в зависимости от планируемого температурного режима использования изделия (для работы при температуре от +4000С используются стропы, изготавливающиеся согласно отдельному ГОСТ 7669) |
- важно упомянуть также и о завивке концов канатов, а также способах их соединений при использовании кольцевого типа конструкции. Для завивки обычно используется заплётка тонкой проволокой диаметром до 1 мм, для соединения – опрессовка втулкой из алюминиевого сплава;
- при использовании комбинированной системы из канатных и цепных видов стропов используются специальные крепёжные приспособления, которые называются коушами, которые предотвращают повреждение оплётки. Коуши могут быть полукруглыми, треугольными, каплевидными, а также выпускаться в нестандартных формах согласно выданному техническому заданию.
Для размещения стропа на грузовом тросе подъёмника используют петли либо специальные овальные звенья – неразъёмные или с замком. Для осуществления захвата груза могут также использоваться петли, но чаще – крюки на стандартной или карабинной основе.
Материалы стропов и дополнительные элементы
Все материалы, использующиеся при производстве стропов и их комплектующих проходят тщательную проверку на соответствие нормам государственных стандартам, список которых чересчур широк, чтобы упоминать его здесь. Чаще всего на изготовление идёт сталь СТ3СП или СТ3ПС с учётом планируемого температурного режима, а также сталь 20 для работы в условиях высокой влажности.
При наличии сварных соединений наилучшим вариантом будет сталь 092ГС. Для соединительных и концевых втулок используются алюминиевые сплавы повышенной прочности. Государственным стандартом под номером 4784 допускается использование сплавов АД0, АД1, АД31 и АМЦ.
Использование стропа из стали СТ3СП и СТ3ПС допускается лишь при наличии соответствующего сертификата, подтверждающего проверку его в лабораторных условиях на предмет ударной вязкости при низких температурах (вплоть до -400С).
Наличие сертификатов соответствия также является обязательным условием для использования всех элементов, входящих в сборку грузовых стропов. В частности, стальные канаты, использующиеся в производстве канатных моделей, должны в полной мере соответствовать ГОСТ 3241-80; штампованные и сварные цепи – ГОСТ 228.
Строго запрещается наращивание ветвей канатных стропов. Количество проколов каната отдельными стренгами не должно превышать 4-6 (при соответствующей толщине каната от 15 до 60 мм).
Грузовые крюки изготавливаются с использованием ковки либо штамповки из листовой стали. Применение сварки запрещается! При изготовлении крюков, нагрузка на которые не будет превышать одной тонны, допускается использование стальных прутов. В целях предотвращения срыва груза крюки снабжаются замками на карабинной основе.
Концевые петли и скобы изготавливаются с использованием гибки, ковки или штамповки. Радиус гибки при этом напрямую зависит от диаметра троса и материала, из которого он изготовлен.
На поверхности крюков, скоб, петель и прочих захватных элементов не допускается наличие каких-либо царапин, трещин, расслоений и истираний. Допускаются малые деформации в зависимости от типа используемого материала и размеров изделия.