Требования к грузовым канатным стропам для строительства по ГОСТ 25573-82

Грузовые канатные стропы для строительства изготавливаются из стальных канатов и применяются преимущественно для подъёма и фиксации крупногабаритных грузов на определённой высоте при проведении погрузочных, складских и монтажных работ с участием подъёмных кранов.

Грузовые канатные стропы для строительства по ГОСТ 25573-82

Стропа канатная стальная

Параметры стропов при этом определяются специальным проектным заданием, в котором также указываются схемы строповки, тип плетения, количество ветвей и дополнительная комплектация.

Помимо стального каната, строп включает в себя грузозахватные (крюки с замками и карабины) и соединительные (скобы и концевые звенья треугольной либо овальной формы) приспособления. Первые отвечают непосредственно за зацепление и фиксацию груза на стропе, вторые – за надёжность его соединения с подъемным краном.

Помимо канатных, также существуют цепные и текстильные стропы, соответственно отличающиеся показателями гибкости, прочности и возможностью эксплуатации в различных условиях. Канатные стропы используются при работе с грузами любой тяжести и габаритов в умеренных климатических условиях.

Разновидности канатных стропов, их обозначение

Каждый строп изготавливается по отдельному проектному документу, составленному в соответствии с принятыми на законодательной основе нормами ЕКСД (Единая система конструкторской документации). ГОСТ 25573-82 выделяет следующие виды грузовых канатных строп для строительства:

  • одноветвевые канатные стропы (1СК);
  • двухветвевые (2СК);
  • трёхветвевые (3СК);
  • четырёхветвевые (4СК);
  • петлевые – в которых вместо скоб и крюков на концах стропа располагаются петли, скреплённые металлическими втулками или зажимами (СКП);
  • кольцевые – состоящие из одной ветви, замкнутой в кольцо (СКК).
Грузовые канатные стропы для строительства по ГОСТ 25573-82

Разновидности канатных строп

ГОСТ 25573-82 также определяет условное обозначение стропа, кратко отражающее его основные параметры – его грузоподъёмность в тоннах и длину в миллиметрах. Так, например, обозначение 3СК-4,0-3000 подразумевает трёхветвевой канатный строп грузоподъёмностью 4 тонны и длиной в 3000 миллиметров.

Ещё по теме:  Правила эксплуатации грузовых текстильных строп

Нормативные документы

Помимо указанного государственного стандарта, при производстве стропов учитываются следующие технические документы:

  • ГОСТ 2.114-95;
  • ГОСТ 25032-81;
  • ПБ 10-382-00;
  • СНиП 12-03 от 2001 года;
  • МДС 12-31 от 2007 года;
  • ЕКСД;
  • Технические условия изготовления.

Последний пункт следует упомянуть отдельно. Техническое условие является одним из основных нормативных документов, использующихся при составлении чертежей и последующем изготовлении строительных канатных строп. Как правило, оно составляется предприятиями, непосредственно занимающимися изготовлением грузозахватных конструкций. В отличие от стандарта 25573-82, данный документ является уникальным для каждого стропа и не подразумевает наличия лишней информации, не относящейся к конкретному изделию; при наличии же каких-либо разногласий клиента с изготовителями касательно технических характеристик будущего стропа техническое условие может дополнительно исправляться и оптимизироваться.

Стандартное техническое условие включает в себя следующие пункты:

Полезная информация
1 введение, в котором кратко описывается изделие и сфера его использования
2 тип изделия, его габаритные размеры и рабочие параметры
3 конструктивные особенности изделия (включают в себя тип плетения троса (каната), диаметр и толщину звеньев, скоб, крюков и прочих комплектующих)
4 технические требования, предъявляемые к стропам (регламентируются указанными выше нормативными документами)
5 лабораторные испытания, которым подвергаются изделия перед отправкой клиенту
6 правила приёмки изделия контролирующими органами
7 тип маркировки и упаковки стропов, условия хранения и перевозки
8 гарантийные условия и сроки

Какие требования предъявляются к канатным стропам?

В первую очередь изготовление данных строп должно соответствовать требованиям указанных выше нормативных документов и правилам безопасности при производстве. Ветви стропов изготавливаются из цельных металлических тросов; связка нескольких различных по толщине и материалу тросов запрещается.

При обнаружении брака (порванной проволоки либо иного нарушения целостности троса) изделие забраковывается. Разница между длинами ветвей многоветвевых стропов не должна превышать 1% от собственной длины каждой ветви.

Ещё по теме:  Основные положения РД 10 33 93 "Стропы грузовые общего назначения"

Грузозахватные приспособления (замочные крюки и карабины) изготавливаются из стали сорта «Сталь 20» согласно ГОСТ 1050-88; аналогичным образом производятся концевые звенья и скобы соединений. Все захваты, соединения и опрессовки проводятся строго ковкой либо штамповкой; применение сварочных швов строго запрещается.

Грузовые канатные стропы для строительства по ГОСТ 25573-82

Замки на грузовых крюках изготавливаются по отдельным чертежам, соответствующим ГОСТ 12840-80. При появлении на месте соединения трещин либо деформаций, а также увеличения зева не менее чем на 12% крюки и захваты бракуются:

  • концевые звенья изготавливаются методом холодной гибки либо штамповки с последующим соединением сплавлением с использованием дуговой сварки. Важно и расположение шва; в треугольных звеньях он располагается посередине нижней стороны, в овальных – в центре любого прямого участка; при этом толщина шва не должна превышать толщину самого звена более чем на 10%.
  • одно из самых уязвимых мест канатного стропа – конец троса. Неправильная либо некачественная завивка может привести к повреждению изделия при его эксплуатации, а также к травмам ответственных за строповку сотрудников. Во избежание этого концы троса заплетают проволокой толщиной не более 1 мм, после чего обкатывают прессовочной машиной и стягивают металлической втулкой. Для более плотного прилегания края втулки обстукивают молотком.

Значение максимальной нагрузки стропа должно превышать номинальное на 25%. Отношение запаса прочности каждой ветви к общему разрывному усилию должно составлять как минимум шесть к одному; отношение прочности грузозахватных приспособлений к разрывному усилию равно пяти к одному.

Перед эксплуатацией необходимо надёжно закрепить строп к тросу рабочего крана. Недопустимо соскальзывание либо спадание стропа, либо его ветвей с концевого звена. Также строго запрещается наличие каких-либо деформаций и нарушений целостности изделия. Крюки и карабины должны свободно перемещаться на допустимое расстояние, замки – очищены и смазаны.

Ещё по теме:  Характеристики автоматического грузового стропа

Рейтинг автора
1
Автор статьи
Борис Дамчук
Написано статей
6
Требования к грузовым канатным стропам для строительства по ГОСТ 25573-82
Оцените статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.