Грузовые канатные стропы для строительства изготавливаются из стальных канатов и применяются преимущественно для подъёма и фиксации крупногабаритных грузов на определённой высоте при проведении погрузочных, складских и монтажных работ с участием подъёмных кранов.
Параметры стропов при этом определяются специальным проектным заданием, в котором также указываются схемы строповки, тип плетения, количество ветвей и дополнительная комплектация.
Помимо стального каната, строп включает в себя грузозахватные (крюки с замками и карабины) и соединительные (скобы и концевые звенья треугольной либо овальной формы) приспособления. Первые отвечают непосредственно за зацепление и фиксацию груза на стропе, вторые – за надёжность его соединения с подъемным краном.
Помимо канатных, также существуют цепные и текстильные стропы, соответственно отличающиеся показателями гибкости, прочности и возможностью эксплуатации в различных условиях. Канатные стропы используются при работе с грузами любой тяжести и габаритов в умеренных климатических условиях.
Разновидности канатных стропов, их обозначение
Каждый строп изготавливается по отдельному проектному документу, составленному в соответствии с принятыми на законодательной основе нормами ЕКСД (Единая система конструкторской документации). ГОСТ 25573-82 выделяет следующие виды грузовых канатных строп для строительства:
- одноветвевые канатные стропы (1СК);
- двухветвевые (2СК);
- трёхветвевые (3СК);
- четырёхветвевые (4СК);
- петлевые – в которых вместо скоб и крюков на концах стропа располагаются петли, скреплённые металлическими втулками или зажимами (СКП);
- кольцевые – состоящие из одной ветви, замкнутой в кольцо (СКК).
ГОСТ 25573-82 также определяет условное обозначение стропа, кратко отражающее его основные параметры – его грузоподъёмность в тоннах и длину в миллиметрах. Так, например, обозначение 3СК-4,0-3000 подразумевает трёхветвевой канатный строп грузоподъёмностью 4 тонны и длиной в 3000 миллиметров.
Нормативные документы
Помимо указанного государственного стандарта, при производстве стропов учитываются следующие технические документы:
- ГОСТ 2.114-95;
- ГОСТ 25032-81;
- ПБ 10-382-00;
- СНиП 12-03 от 2001 года;
- МДС 12-31 от 2007 года;
- ЕКСД;
- Технические условия изготовления.
Последний пункт следует упомянуть отдельно. Техническое условие является одним из основных нормативных документов, использующихся при составлении чертежей и последующем изготовлении строительных канатных строп. Как правило, оно составляется предприятиями, непосредственно занимающимися изготовлением грузозахватных конструкций. В отличие от стандарта 25573-82, данный документ является уникальным для каждого стропа и не подразумевает наличия лишней информации, не относящейся к конкретному изделию; при наличии же каких-либо разногласий клиента с изготовителями касательно технических характеристик будущего стропа техническое условие может дополнительно исправляться и оптимизироваться.
Стандартное техническое условие включает в себя следующие пункты:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | введение, в котором кратко описывается изделие и сфера его использования |
2 | тип изделия, его габаритные размеры и рабочие параметры |
3 | конструктивные особенности изделия (включают в себя тип плетения троса (каната), диаметр и толщину звеньев, скоб, крюков и прочих комплектующих) |
4 | технические требования, предъявляемые к стропам (регламентируются указанными выше нормативными документами) |
5 | лабораторные испытания, которым подвергаются изделия перед отправкой клиенту |
6 | правила приёмки изделия контролирующими органами |
7 | тип маркировки и упаковки стропов, условия хранения и перевозки |
8 | гарантийные условия и сроки |
Какие требования предъявляются к канатным стропам?
В первую очередь изготовление данных строп должно соответствовать требованиям указанных выше нормативных документов и правилам безопасности при производстве. Ветви стропов изготавливаются из цельных металлических тросов; связка нескольких различных по толщине и материалу тросов запрещается.
При обнаружении брака (порванной проволоки либо иного нарушения целостности троса) изделие забраковывается. Разница между длинами ветвей многоветвевых стропов не должна превышать 1% от собственной длины каждой ветви.
Грузозахватные приспособления (замочные крюки и карабины) изготавливаются из стали сорта «Сталь 20» согласно ГОСТ 1050-88; аналогичным образом производятся концевые звенья и скобы соединений. Все захваты, соединения и опрессовки проводятся строго ковкой либо штамповкой; применение сварочных швов строго запрещается.
Замки на грузовых крюках изготавливаются по отдельным чертежам, соответствующим ГОСТ 12840-80. При появлении на месте соединения трещин либо деформаций, а также увеличения зева не менее чем на 12% крюки и захваты бракуются:
- концевые звенья изготавливаются методом холодной гибки либо штамповки с последующим соединением сплавлением с использованием дуговой сварки. Важно и расположение шва; в треугольных звеньях он располагается посередине нижней стороны, в овальных – в центре любого прямого участка; при этом толщина шва не должна превышать толщину самого звена более чем на 10%.
- одно из самых уязвимых мест канатного стропа – конец троса. Неправильная либо некачественная завивка может привести к повреждению изделия при его эксплуатации, а также к травмам ответственных за строповку сотрудников. Во избежание этого концы троса заплетают проволокой толщиной не более 1 мм, после чего обкатывают прессовочной машиной и стягивают металлической втулкой. Для более плотного прилегания края втулки обстукивают молотком.
Значение максимальной нагрузки стропа должно превышать номинальное на 25%. Отношение запаса прочности каждой ветви к общему разрывному усилию должно составлять как минимум шесть к одному; отношение прочности грузозахватных приспособлений к разрывному усилию равно пяти к одному.
Перед эксплуатацией необходимо надёжно закрепить строп к тросу рабочего крана. Недопустимо соскальзывание либо спадание стропа, либо его ветвей с концевого звена. Также строго запрещается наличие каких-либо деформаций и нарушений целостности изделия. Крюки и карабины должны свободно перемещаться на допустимое расстояние, замки – очищены и смазаны.