Подавляющее большинство всех видов современного оборудования частично либо полностью электрифицировано. Электричество настолько прочно и повсеместно вросло в нашу жизнь, что мы уже не можем представить без него своего существования – и не без причин.
Возможности электрификации – в частности, программного обеспечения, но не о нём сегодня пойдёт речь – практические безграничны и предполагают огромный диапазон взаимодействий, способный значительно упростить как работу оператора, так и жизнь непосредственного потребителя – проще говоря, нас с вами, тех, кто каждый день использует различные приборы для работы или развлечения.
Но всё же наиболее востребованы в электрических механизмах, конечно же, разного рода производственные мероприятия; в данном случае, использование подобного рода устройств является едва ли не жизненно важным элементом, благодаря которому различные фирмы могут не только успешно конкурировать друг с другом в погоне за вниманием и деньгами клиента, но и осуществлять больший спектр работ за более короткое время и с большим качеством.
В числе таких приспособлений, в первую очередь, следует выделить подъёмники, без использования которых не обходится ни один крупный склад, магазин, автопарк, мастерская, производственный цех и т.д. А сердцем (если быть точнее, нервной системой) любого подъёмника является электрическая схема, правильность которой гарантирует надёжность, безопасность и саму возможность функционирования устройства. Подробнее – в нашей статье.
Что такое электрическая схема?
Итак, под электрической схемой можно понимать детально проработанный чертёж, в котором максимально подробно отражено размещение всех электрических элементов в системе, приборов и аппаратов, обеспечивающих её функционирование, связей между ними, энергетических узлов, мест подключения и т.д.
Схемы управления должны включать в себя подробное описание таких деталей, как способ монтажа и тип проводов, диаметр и форма сечения, количество использующихся в их составе жил, их длины и ширины. Аналогичным образом может описываться компоновка определённых элементов и материалы компоновочных конструкций (если они могут оказать какое-либо влияние на работу устройства).
Все электрические цепи, входящие в схему, можно разделить по своему функциональному назначению на следующие категории:
- силовые цепи – основная группа, в которую входят рубильники, предохранители, магнитные токовые катушки, контакторы, контакты пускателей и автоматов, статорные и роторные элементы двигателей;
- цепи управления – включают в себя элементы, обеспечивающие основную защиту механизма от внутренних и внешних электрических и механических воздействий. Сюда входят электромагнитные пускатели, катушки и реле. Так как речь идёт о схеме установки подъёмника, к данную группе следует отнести ещё и регуляторы работы грузоподъёмной стрелы, концевые выключатели, рубильники и кнопки управления подъёмником, пускатели, контакторы и реле фазового контроля.
- вспомогательные цепи – в которые входят элементы, обеспечивающие нормальное функционирование осветительных и нагревательных систем, звуковая сигнализация, а также кнопки и переключатели, при помощи которых можно регулировать их работу.
Электрическое оборудование любого обычного или автоподъёмника может подключаться к трёхфазной сети переменного тока напряжением 380 В; также возможно подключение к сети 220 В с частотой 50 Гц и глухозаземлённым нейтральным проводом. При этом различаются способы подключения – в первом случае обмотки электродвигателя подключаются способом «звезда», во втором – способом «треугольник».
В обоих случаях используются дополнительные цепи на 220 В и тормозные магниты. Кроме того, любая схема подразумевает наличие определённой защиты, предохраняющей систему от короткого замыкания или перегрузки в сети; обычно для этого используют автоматические выключатели.
Какие обозначения используются в электрических схемах?
Чтобы лучше разбираться в сути чертежей, описаний, пояснений и других документов, суммой которых и является схема подъёмника, рекомендуем обратить внимание на следующие обозначения, которые можно встретить в любых видах технической документации подобного рода:
- A – устройство;
- C – конденсатор;
- E – элементы вспомогательной сети;
- F – предохранитель;
- G – генератор или батарея (GB);
- H – сигнальные устройства;
- K – контактор, реле/пускатель;
- M – электрический двигатель;
- P – измерительный прибор;
- Q – выключатель;
- R – резистор;
- S – коммутатор в цепи управления;
- T – трансформатор;
- V – полупроводник, вакуумный прибор;
- X – контакт;
- Y – электромагнит.
Электрическая схема подъёмника
Теперь же рассмотрим непосредственно схему грузоподъёмного устройства на примере мачтовой модели. Подключение механизма к сети производится при помощи трёхполюсного автоматического выключателя с катушкой, управляющегося кнопкой со специального кнопочного поста. На этом же посту располагается электрозамок, поворот ключа внутри которого активирует автоматический выключатель:
- за осуществление подъёма/опускания стрелы отвечает так называемый реверс подъёма; управляется он с кнопочного поста ПКТ-40 при помощи пускателя, который, при срабатывании, замыкает нужные контакты в верхнем или нижнем положении;
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | когда стрела подъёмного устройства достигает наивысшей точки, она блокируется, фиксируя платформу на необходимом для проведения работ уровне (актуально также для работы с лифтами, фасадными и стоечными подъёмниками и т.д.), чему способствуют два концевых выключателя, замыкающих и размыкающих цепь. Аналогичные устройства срабатывают при аварийной сигнализации – например, если обнаруживается неисправность одной из секций мачты или троса подъёмного механизма. В некоторых моделях при замыкании цепи может срабатывать звуковой сигнал, также активирующийся специальной кнопкой, расположенной на кнопочном посте |
Основной привод устройства активируется электромагнитными пускателями, которые, в свою очередь, приводит в действие нажатие кнопок «Вверх» и «Вниз»; аналогичным образом действуют механизмы внутреннего перемещения. По достижении крайнего положения указанный механизм блокируется выключателем, входящим в цепь управления. Если функционал устройства предполагает использование нескольких рабочих режимов, переключение между ними осуществляется при помощи соответствующего переключателя.