Паллеты относятся к числу тех предметов, которые почти наверняка видел каждый из нас, но никогда не задумывался над тем, откуда они берутся и для чего предназначены.
Надо признать, это несколько несправедливо – ведь без этой конструкции, такой простой и неказистой на вид, не обходится ни одна более-менее крупная перевозка товара, будь-то оборудование физической лаборатории или груз туалетной бумаги в ближайший супермаркет. В настоящей статье мы разберёмся в назначении и конструкции паллет, их разновидностях и о многом другом.
Разновидности поддонов
Итак, паллет (поддон) – это каркасная конструкция, предназначенная для жёсткого крепления груза или контейнера для удобства его транспортировки, сохранения от ударных и климатических воздействий, а также сохранения целостности упаковки и исходного числа товаров. Так вот самые незаметные вещи выполняют самую важную работу.
Как правило, деревянный поддон состоит из нескольких досок сверху и снизу, соединённых друг с другом кубическими шашками-опорами. Различают однонастильные и двухнастильные паллеты – отличие их заключается в количестве рабочих частей.
У однонастильных рабочей называется верхняя часть, а нижняя – основанием, и состоит из меньшего числа досок, у двухнастильных же обе части идентичны друг другу.
Помимо деревянных, существуют также пластмассовые, картонные, металлические и особые поддоны.
Пластмассовые поддоны отличаются длинным рядом положительных характеристик – они обладают малыми габаритами и массой, не подвержены гниению и коррозии, не требуют специальной обработки, стойки к ударным и температурным воздействиям, отличаются долгим сроком эксплуатации.
Ложкой дёгтя в бочке мёда является только их цена, значительно превышающая бюджетные расценки деревянных конструкций. Только это, вкупе с более сложным производством, не позволяет пластмассовым изделиям господствовать на рынке поддонов.
Картонные поддоны гораздо дешевле своих «коллег», и идеально подходят для перевозок на короткие расстояния в климате средней полосы. Неплохо амортизируют груз, однако уязвимы как к влажности, так и к открытому огню.
Металлические поддоны, или каркасы, идеально подходят для транспортировки грузов по территории крупных промышленных объектов, особенно в условиях высоких температур (пример – металлургическая промышленность). Нецелесообразно использовать для дальних перевозок из-за большой массы и габаритов, а также высокой цены.
Особые конструкции поддонов изготавливаются на заказ, или идут в комплекте с дорогостоящим маловесным оборудованием; они могут различаться наличием стенок и перегородок, а также высоких бортов, из-за которых их иногда причисляют к контейнерной таре.
Размеры паллет
Размер паллета, как и материал, как и особенности конструкции, определяется государственными стандартами. Особенно с этим строго при международных перевозках; в отдельных же странах могут присутствовать свои стандарты, оставляющие больше простора для толкований.
В России, к примеру, стандарты производства поддонов оговаривают лишь возможные размеры – 800*1200 и 1000*1200, а также то, что изделие производится из древесины.
Но за границей всё не так просто. Наиболее часто в спецификациях значатся следующие виды паллетов:
- Европейские сертифицированные поддоны
- Финские сертифицированные поддоны
- Американские поддоны
- Несертифицированные поддоны
Рассмотрим отдельно основные параметры и характеристики каждого.
Европейский сертифицированный поддон
Получившие наибольшее распространение в Европе и странах СНГ, европоддоны состоят из пяти чередующихся досок сверху и трёх снизу. Ширина досок составляет 100 мм и 145 мм; материал изготовления – сосна, ель.
Размеры поддона – 800*1200 мм, грузоподъёмность – около 1500 кг. На каждом поддоне обязательно присутствует официальное клеймо “EUR”, по углам крайних досок – фаски. В зависимости от качества древесины выделяют высший, первый и второй сорт поддонов.
Финский сертифицированный поддон
Вторые по популярности поддоны, чаще всего используемые на севере Европы. Состоят из семи чередующихся досок сверху и трёх снизу шириной 100 мм и 120 мм.
Материал – сосна, ель, пихта. Размеры поддона – 1000*1200 мм, грузоподъёмность – до 1700 кг. На каждом паллете обязательно наличие клейма “FIN”, а по углам крайних досок – фасок. Существуют одно- и двухнастильные модификации; также присутствует разделение по сортам качества.
Американский поддон
Поддоны, имеющие широкий обиход в Штатах и тропических странах благодаря специальной термообработке. Конструкция аналогична финской, за исключением того, что каждая доска имеет одинаковую ширину в 100 мм. Материал – сосна, ель, пихта. Размер американского паллета – 1200*1200 мм, грузоподъёмность – 1300 кг. Отсутствуют клейма и фаски; также делятся на сорта качества.
Несертифицированные европейские поддоны
Поддоны, аналогичные по конструкции европейским. Изготавливаются частными фирмами, а также идут в комплект с массивными и крупногабаритными грузами. Размер паллета – 800*1200 мм, грузоподъёмность – 1500 кг. Отсутствуют клейма и фаски.
Несертифицированные финские поддоны
Поддоны, аналогичные по конструкции финским. Чаще всего изготавливаются в двухнастильных комбинациях, иногда идут в комплекте при контейнерных перевозках. Размер паллета – 1000*1200 мм, грузоподъёмность – 1700 кг. Отсутствуют клейма и фаски.
Помимо указанных выше, существуют нестандартные размеры поддонов – изготовлением таких конструкций занимаются частные фирмы.
Они располагают собственными каталогами размеров, наиболее оптимальных для грузов различных габаритов и форм, а также занимаются изготовлением поддонов на заказ – с уникальными размерами, особенностями конфигурации и пр. Конечно, за такое изделие придётся заплатить значительно дороже.