Траверса – один из важнейших конструктивных элементов в любой линии электропередач, вне зависимости от её протяжённости, напряжения, условий местности, в которых она располагается и т.д. Простое, но функциональное исполнение позволяет данной конструкции выполнять определённый диапазон функций в течение многих лет, практически не нуждаясь в каком-либо обслуживании, что наиболее полезно в суровых климатических условиях (например, в Заполярье).
Что же представляет из себя траверса? Давайте разбираться.
Конструкция траверс
Основу конструкции составляет обыкновенный уголок из металлического профиля – в зависимости от конфигураций, количество таких уголков может разниться от одного до четырёх, с различными показателями длины, веса и механической устойчивости.
На уголке располагаются штыри с изоляторами – их количество также не является постоянной величиной и зависит от марки изделия. Именно на изоляторах и крепятся провода – делается это, как нетрудно догадаться, для достижения дополнительной изоляции, что особенно полезно при прокладке высоковольтных линий (ВЛ 10 кВ и выше).
Штыри представляют из себя обыкновенные обрезки арматуры, концы которых тщательным образом зачищены, а поверхность – обработана защитным составом. Изоляторы имеют форму чашек и изготавливаются из ударопрочного стекла или фарфора (в настоящее время данные материалы практически повсеместно заменены на полимерный пластик).
Каждая угловая или концевая опора в обязательном порядке оборудуется одной или несколькими траверсами, оборудованными петлями для изолирующих подвесок. Такое конструктивное решение способствует дополнительной изоляции кабеля, что в свою очередь, снижает вероятность появления короткого замыкания. Для крепления подвесок на петлях используются специальные элементы, которые называются серьгами СРС.
Крепление траверсы на опоре обеспечивает хомут – небольшая конструкция, форма которого совпадает с сечением опоры, концы которой скрепляются друг с другом при помощи болтов. Хомуты серии Х являются наиболее надёжным видом данного оборудования на отечественном рынке; для работы со стандартными опорами используются модели Х1, реже – Х42.
Как изготавливают траверсы?
Изготавливается траверса следующим образом. Сперва все детали, входящие в её состав, тщательным образом очищаются и обрабатываются защитными составами, после чего их укладывают в специальный стан-кондуктор с регулируемым жёлобом:
- точнее, сперва укладывается корпус (уголок) траверсы, после чего к нему, через отверстия в жёлобе, прикладывают другие элементы в соответствии с проектными чертежами. Работа производится ответственными сотрудниками, чей первостепенной задачей на данном этапе является максимально точное расположение всех элементов. После окончания работы, элементы закрепляются при помощи распорок, после чего изделие вынимается из жёлоба. Далее все соединения осуществляются снова, на этот раз – при помощи сварки;
- когда сварочные работы оканчиваются, получившиеся швы в обязательном порядке очищают от различных образований и проверяют на отсутствие каких-либо повреждений, вмятин и т.д. Если нареканий нет, изделие направляется в лабораторию для проведения соответствующих испытаний.
Испытания заключаются в приложении к траверсе определённых нагрузок, величина которых может превышать номинальную на 15-20% – чтобы и изготовители, и клиенты были уверены, что траверса достойно покажет себя даже в самых суровых условиях. При малейшем несоответствии с положениями нормативных документов, регулирующих проведение данных испытаний, изделие отправляется на доработку (в случае поломки – бракуется).
При успешном прохождении испытаний (об этом должна быть соответствующая отметка в техническом паспорте изделия, а также иметься сертификат) траверса может быть отправлена в продажу. Перед этим на неё наносится специальная маркировка, которая включает в себя:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | наименование и адрес фирмы-изготовителя |
2 | допустимое напряжение линии, в составе которой может использоваться изделие |
3 | габариты и вес траверсы |
4 | другие сведения |
Траверсы для ВЛ 10 кВ
Вне зависимости от конструктивных особенностей, все электромонтажные траверсы ВЛ можно поделить на два «семейства» – низковольтные (ТН) и высоковольтные (ТМ). Первые обычно используются в составе местных линий, обслуживающих небольшие населённые пункты, а также строительные, складские и производственные комплексы. Напряжение в таких линиях редко превышает 380 В, поэтому требования, предъявляемые к изготовлению данных конструкций, можно считать довольно щадящими.
С высоковольтными траверсами дело обстоит по-другому. Вольтаж таких линий может доходить до 35 кВ, а тянуться они могут многие километры. Чаще всего в их составе используются траверсы для СИП (самонесущие изолированные провода). А так как дополнительная изоляция способствует и увеличению нагрузки, которую оказывает на конструкцию провод, траверса ВЛ 10 кВ должна обладать усиленной конструкцией, способной выдерживать подобную нагрузку на протяжении долгого времени.
В числе таких конструкций хотелось бы в первую очередь выделить следующие модели:
- ТМ-1 – стандартная модель для размещения на опорах, находящихся в ненаселённой местности. Состоит из двух уголков, имеет два штыря под изоляторы;
- ТМ-5 – конструкция, монтируемая на угловых опорах, имеющая две точки крепления кабелей. Состоит из двух уголков, имеет четыре штыря под изоляторы;
- ТМ-6 – служит для крепления изолирующих подвесок на анкерных опорах. Состоит из одного большого (100*100) и одного малого (50*50) уголка, имеет два арматурных штыря и четыре петли с серьгами СРС;
- ТМ-11 – конструкция для одинарного подвесного крепления, не имеющая изоляторов. Используется для установки на опорах с различными видами сечения. Состоит из трёх уголков и одной петли с серьгой СРС.