Одним из наиболее важных конструктивных элементов, использующихся при прокладке воздушных линий электропередач являются (после опор, конечно же) траверсы. Данное приспособление, при крайней простоте своей конструкции, отличается высокой функциональностью, устойчивостью к стационарным нагрузкам и внешним негативным воздействиям, а также крайне долговечно и практически не нуждается в каких-либо обслуживающих и ремонтных работах.
Что касается функционального назначения траверсы, достаточно сказать лишь то, что именно она служит для крепления кабелей и изолированных проводов линии. И поскольку данный вид коммуникаций отличается довольно высокой массой (воздействие которой значительно усиливается в силу их протяжённости), то к прочности траверс предъявляются особые, весьма суровые требования.
Кроме того, для разных видов опор также используются различные конфигурации, как и для конкретных, отличающихся по уровню напряжения, линий. Какие именно – читайте в нашей статье.
Как устроены траверсы?
Начать всё же следует с самого простого – конструкции траверс. В общем смысле, она представляет собой сварное соединение нескольких металлических элементов в соответствии с проектными чертежами и нормами, прописанными в техническом условии. Вот эти элементы:
- уголок;
- полоса;
- круг;
- арматурные штыри под изоляторы;
- петли с серьгами СРС.
О некоторых элементах стоит упомянуть отдельно. Уголок, по сути, является корпусом траверсы – именно его, как правило, прикрепляют к корпусу опоры и именно к нему привариваются все основные и вспомогательные элементы. Главными из таких элементов являются штыри, на которые накручиваются изоляторы – а уже на них, в свою очередь, и крепятся провода. В наши изоляторы изготавливают из высокопрочных видов стекла или фарфора, а также полимерного пластика.
Изоляторы не идут в комплекте с траверсой, их необходимо приобретать отдельно.
В зависимости от длины конструкции и количества изоляторов, траверса может использоваться как для одинарного, так и для двойного крепления кабеля – однако, существует ещё и третий вид, называющийся подвесным. Как раз для него и используются серьги СРС – при этом создаваемая «подвеска» дополнительно изолируется как при помощи вдвое большего количества изоляторов, так и посредством большего воздушного пространства между конкретным кабелем и другими объектами. Петли, на которых крепятся серьги, также привариваются к металлическому уголку.
Для того, чтобы надёжно зафиксировать траверсу на опоре, используются хомуты – небольшая металлическая конструкция, форма которой зависит от сечения опоры; иногда учитывается и предполагаемая нагрузка, вследствие чего они могут производиться в стандартном или усиленном исполнении. Охватывая опору вместе с траверсой, концы хомута скрепляют друг с другом при помощи болтов. Данное изделие также не идёт в комплекте с траверсой.
Так как траверсы используются преимущественно на открытом воздухе, на них оказывают серьёзное воздействие определённые атмосферные и климатические явления – дождь, снег, град, повышение или понижение температуры и уровня влажности, туман и пр. Защититься от подавляющего большинства подобных воздействий помогает специальное покрытие, повсеместно наносимое на поверхности металлических элементов траверс и хомутов.
Чаще всего в роли такого покрытия выступает битумный лак; также широко используется оцинковка, в ходе которой поверхность изделия покрывается тонким, но очень прочным защитным слоем, который не только препятствует возникновению коррозии, но и повышает общую устойчивость к конструкции к точечным ударным воздействиям.
Траверсы для СИП
При прокладке высоковольтных линий, в которых используются СИП – самонесущие изолированные провода – используются высокопрочные конструкции класса ТМ. Траверсы данной категории могут взаимодействовать с кабелями, напряжение в которых может составлять до 40 киловольт, а длина – составлять многие километры.
Разобраться в характеристиках данных устройств можно на примере конкретной модели.
Траверса SH 151
Одноцепная траверса SH 151 используется при прокладке воздушных ЛЭП напряжением до 20 кВт с изолированными проводами СИП. Монтируется на промежуточных опорах. Включает в себя два металлических уголка, на одном из которых размещаются три арматурных штыря под изоляторы, снабжается двумя угловыми элементами, усиливающими конструкцию. Изготавливается из прочной стали с цинковым покрытием; крепится к опоре при помощи хомутов серии Х (для опор диаметром 220 мм).
От многих аналогов выгодно отличается довольно малыми габаритами (400*215*1400 мм) и весом (12,5 кг). Для сравнения, схожая модель SH 188 обладает весом в 26 кг. Допустимое значение стационарной нагрузки – 3-3,5 кН. Используется в температурном диапазоне от -500С до +500.