Траверса является одним из основных функциональных элементов, участвующих в монтаже опор линии электропередач и последующей прокладке кабелей. Данная конструкция выполняют роль непосредственного крепежа кабелей на специальных изоляторах/изолирующих подвесок, а также обеспечивает максимальную безопасность линии от возникновения короткого замыкания. Кроме того, траверса может располагаться таким образом, чтобы кабель не задел посторонние объекты – например, другие коммуникации, здания, деревья и пр.
В данной статье мы подробно рассмотрим конструкцию электромонтажной траверсы, узнаем, как проходит их изготовление и определим некоторые функциональные и конструкционные отличия разных моделей.
Как устроена траверса?
Основным конструктивным элементом любой электромонтажной траверсы, вне зависимости от её типа, является металлический уголок (или уголки), на котором закрепляются арматурный штыри – на них, в свою очередь, располагаются специальные изоляторы. Именно эти изоляторы служат местом для крепления кабелей и неизолированных проводов; изготавливаются они из ударопрочного стекла, фарфора и полимерного пластика.
Уголок траверсы может дополнительно оснащаться подвесными серьгами – те, в свою очередь, используются для создания дополнительного изолирующего слоя, который возникает при «провисании» проводов и состоит из обычного… воздуха. Да-да, именно так. Такие подвески чаще обычного используются на концевых и промежуточных опорах анкерного типа, к надёжности которых предъявляются особые требования безопасности.
Сам уголок изготавливается из углеродистой стали высокого качества, в обязательном порядке проходящей лабораторные испытания, в ходе которых определяется её общая прочность, устойчивость к стационарным и переменным нагрузкам, коэффициент упругости, качество верхнего слоя, коррозиестойкость и пр. При малейшем несоответствии требованиям, представленным в нормативных документах, траверса бракуется – отправляется на доработку или разбирается, после чего её отдельные элементы включают в производство других изделий.
Как изготавливают траверсы?
Сам процесс производства довольно прост, но, тем не менее, требует участия специального оборудования, благодаря чему кустарный процесс изготовления траверс является делом практически невыполнимым. В качестве такого оборудования выступает так называемый стан-кондуктор, широко распространённый в различных видах промышленности, в основном, благодаря возможности быстрого и качественного производства крупных партий товара.
Итак, перед началом сборки, готовые детали (заранее обработанные и обработанные защитными составами, о которых речь пойдёт чуть дальше) укладываются в жёлоб кондуктора, в специальные пазы, после чего тщательным образом выравниваются в соответствии с заявленными проектными чертежами. Для любого производителя важно, чтобы произведённое им изделие соответствовало всем желаниям клиента, поэтому к вопросу монтажа деталей траверсы подходят с наибольшей ответственностью.
После того, как все детали встали на своё место, их укрепляют специальными распорками, после чего соединяют с корпусом уже окончательно – при помощи электрической сварки. Сварка выполняется квалифицированными сотрудниками с опытом проведения данных работ, о чём свидетельствует соответствующая запись в сертификате изделия. После сварки все швы тщательным образом зачищаются, проходят проверку на наличие повреждений и посторонних примесей, а также общую прочность – ведь во многом именно от них зависит нормальное функционирование траверсы в дальнейшем.
Далее, после всех оговоренных нормативными документами, проверок, на траверсу наносится защитное покрытие. Данный пункт также очень важен в нашем алгоритме – ведь оказываемые на изделие нагрузки зачастую могут быть не только механическими (например, при скоплении снега, падении деревьев или опор и пр.), но и заключаться в образовании коррозии и других негативных явлениях, усиливающихся со временем.
Чаще всего для противодействия им используется цинковое покрытие, наносимое как при помощи температурного воздействия, так и без оного (соответственно, горячее и холодное цинкование). Вне зависимости от метода, на металлической поверхности изделие образуется тонкая плёнка цинкового напыления, которая не только предотвращает возникновение коррозии, но и в некоторой степени увеличивает надёжность самой траверсы, способствует увеличению её плотности посредством заполнения микроскопических трещин, а также снижает уровень изгиба изделия без каких-либо потерь его механической прочности.
Помимо цинка, часто используются битумные лаки и различные виды специальных красок повышенной плотности, которые не только гарантируют повышение указанных выше параметров траверсы (хотя и в меньшей степени), но также повышают её пожаро- и взрывобезопасность. Иными словами, при значительном повышении температуры, лакокрасочный слой на поверхности траверсы начинает значительно расширяться, образовывая на её поверхности негорючие пузыри, которые замедляют процесс механического разрушения траверсы и оберегают от огня изоляторы и провода.
Также, помимо защитного слоя, траверса в обязательном порядке снабжается маркировкой, в которой, в зависимости от политики фирмы, могут указываться тип, допустимый вольтаж линии, габариты и вес конструкции, а также клеймо, название и адрес завода-изготовителя.
Разновидности электромонтажных траверс
Типов траверс, в зависимости от их функционального назначения, существует великое множество. Тем не менее, выделяют два основных вида, принадлежность к одному из которых и определяет возможность использования данной конструкции в составе линии электропередач:
- траверсы ТН, или низковольтные. Устанавливаются на опорах, включаемых в состав местных ЛЭП малой протяжённости, как правило, использующихся для обслуживания небольших населённых пунктов либо крупных производственных комплексов. Напряжение в данных линиях редко превышает показатель в 220-380 вольт. Для крепления данных траверс используются хомуты серии Х, конфигурация которых может отличаться в зависимости от типа сечения опоры;
- траверсы ТМ, или высоковольтные. Данный тип используют, прокладывая воздушные ЛЭП высокой протяжённости, преимущественно – в ненаселённой местности (для прокладки в городских условиях используются изолированные провода). Напряжение в таких линиях может доходить до 10 киловольт и даже превышать это значение, что накладывает на производителей траверс дополнительные обязательства. Для крепления траверс ТМ к опорам чаще всего используются хомуты Х1 и Х42.
Широкий ассортимент электромонтажных траверс, вместе с фото и описанием, прилагаемыми к каждой модели, можно найти на сайте любой фирмы, занимающейся производством подобных конструкций. Точно зная необходимые условия, в которых предстоит эксплуатировать изделие, Вы без труда подберёте именно ту траверсу, использование которой в высшей степени оправдает все потраченные на неё средства.