Траверсой называется вспомогательная конструкция балочного либо рамного типа, использующаяся для подъёма тяжёлых грузов. При этом она размещается на рабочем тросе подъёмника и имеет одну или несколько (до шести) точек строповки, позволяющих осуществлять транспортировку груза любых габаритных размеров без опасности повреждения его либо подъёмного устройства.

Наиболее полезны траверсы, когда необходимо поднять груз со смещённым либо неравномерно распределённым центром тяжести. В зависимости от условий работы выбирают одну из следующих конфигураций траверсы:
- линейную – балочную либо трубную с точками строповки по краям;
- Т-образную – с тремя точками строповки;
- Н-образную – с четырьмя точками строповки и одним либо двумя захватами для подъёмника;
- рамную (траверса-спредер) – представляющую из себя квадратную либо прямоугольную раму с одним или двумя поперечными креплениями. Обычно изготавливается на заказ и может иметь до восьми точек строповки.
Чтобы определить наиболее подходящую для подъёма груза траверсу, необходимо обязательное проведение расчётной работы, также называемой расчётом траверсы. О том, как именно его проводят и что при этом учитывают – узнаете из данной статьи.
Зачем нужен расчёт траверсы?
Вопрос, в принципе, не имеет смысла. Любые грузоподъёмные устройства нуждаются в куче дополнительных проверок, проведение которых требует особой тщательности – ведь речь идёт о подъёме тяжёлых грузов, и повреждение какого-либо элемента может привести к срыву груза и, как следствие, не только к крупным материальным расходам, но также травмам и даже угрозе жизни работников предприятия.
Избежать этого поможет составление технического задания, в котором будут определены предполагаемые нагрузки на траверсу, допустимая высота подъёма, количество строп и допустимый угол наклона, тип используемых захватов и креплений к тросу подъёмника и.т.д.
На основании этих факторов изготавливается оптимальная конструкция, которая в дальнейшем подвергается лабораторным испытаниям – на прочность, на устойчивость к наклонам, изгибам и рывкам строп. Не менее важны и способы крепления строп к краям траверсы, а также оказываемое ими сжимающее воздействие (хотя в большей степени это касается обматываемых грузов).
Также важно учитывать количество использующихся при подъёме лебёдок или кранов. В зависимости от этого определяется количество точек крепления траверсы к тросу и, соответственно, стабильность осуществления поддона.
Как правило, несколько подъёмников используются для подъёма наиболее тяжёлых, а также хрупких грузов, либо крупногабаритного дорогостоящего оборудования, которое ни в коем случае не должно быть повреждено при подъёме. Если грузоподъёмность данных устройств отличается, используются разноплечные траверсы с предварительным проведением балансировки.
Расчёт траверс, работающих на изгиб
Стандартная конструкция траверсы обычно предполагает наличие двутавровых балок, соединённых друг с другом при помощи металлических элементов. Поэтому алгоритм проведения расчёта траверсы обычно одинаков вне зависимости от технического задания.
Продолжая тему стандартных траверс, можно добавить, что показателем изгиба от собственной массы конструкции обычно пренебрегают, как и степенью соответствующей деформации. В основном, это делается потому, что вес поднимаемого груза оказывает на неё значительно большее воздействие. Силу этого воздействия и вычисляют в первую очередь – как правило, она равна массе груза, помноженному на коэффициенты перегрузки и динамического воздействия:
P = Q*kп*kд
Далее вычисляется максимальный изгиб траверса – он равняется половине произведения общей нагрузки на величину плеча траверсы (a):
Mmax = (P*a)/2
Не менее важным параметром траверсы является момент сопротивления поперечного сечения, определяющийся как частное максимального изгиба на произведение коэффициентов работы траверсы (стандартное значение составляет n=0,85) и её устойчивости при изгибе (φ) на расчётное изгибающее сопротивление конструкции:
W = Mmax/(n*φ*Rизг)
На основании указанных вычислений определяется схема поперечного сечения траверсы – сплошная либо сквозная. В качестве материала при этом используются двутавровые балки, швеллеры либо трубы.
Расчёт траверсы не включает в себя описание вспомогательных приспособлений, участвующих в процессе подъёма, в частности элементов такелажа, проушин, скоб, сварных швов и болтовых соединений. Учёт указанных конструкций предполагает использование специальных методик, уникальных для каждого предприятия.
Расчёт траверс на сжатие
Помимо стандартных конструкций, работающих на изгиб, существуют ещё и траверсы, работающие на сжатие. Различают два вида подобных конструкций – линейные и трёхлучевые, форма которых определяется в зависимости от предполагаемого типа нагрузок и необходимой высоты подъёма.
При изготовлении используются балки с различными видами поперечных сечений, составляемыми из двух швеллеров, двутавров и труб, укреплённых металлическими уголками.

Пример расчета траверсы н-образной
При расчёте данных конструкций в первую очередь определяют расчёт натяжения в каждой тяге, соединяющей траверсу с подъёмного механизма, равный частному массы перемещаемого груза (Q) на двойной косинус угла наклона троса:
N = Q/2cosα
В зависимости от данного параметра дополнительно высчитывают материал и толщину троса. Далее определяется общее сжимающее усилие, создаваемое стержнем траверсы, равный половине произведения массы груза на коэффициент динамического воздействия и тангенс угла наклона троса:
N = (Q*kд*tgα)/2
Таким образом, тщательно проведённый расчёт траверсы позволяет не только выбрать наиболее оптимальную для производственных нужд модель, но и обеспечить надёжность, безопасность и бесперебойность подъёмных и транспортировочных процессов на многие годы.