Прокладка линий электропередач, сегодня являющихся, можно сказать, артериями наших городов, стран и целого мира, невозможно без массы вспомогательных элементов, на которые большинство из нас не обращают внимания. А ведь именно от них, по большей части, и зависит нормальный и своевременный доступ энергии в наши квартиры. И речь идёт не только о самых крупных элементах – опорах и непосредственно кабелях – но и о ряде других, куда меньших, но не менее важных. Сегодня речь пойдёт об одном из них, а именно – о траверсе.
Само слово «траверса» родилось из французского языка и в переводе означает «перекладина». Так вот просто – но вместе с тем, разного вида траверсы массово используются едва ли не во всех сферах человеческой деятельности, в частности – в качестве крепёжного элемента для монтажа каких-либо конструкций или коммуникаций. Что же такое электромонтажная траверса? Попробуем разобраться.
Из чего состоит траверса?
Сама конструкция предельно проста и представляет собой совокупность следующих элементов:
- уголка (или уголков) – основного элемента траверсы;
- арматурных штырей (одного или нескольких) – крепящихся на уголке и использующихся для размещения изоляторов;
- изоляторы (не входят в комплектацию) – стеклянные, фарфоровые или пластиковые элементы, накручивающиеся на штыри. Именно к ним впоследствии будут крепиться кабеля;
- серьги СРС – для подвесного крепления проводов. Подробнее о них будет рассказано ниже;
- круг, полоса, другие элементы (в зависимости от марки изделия).
Все соединения выполняются с использованием электрической сварки, проводимой специалистами на специальном оборудовании.
Если при покупке Вы обнаружите какие-либо повреждения на сварных швах, загрязнения или следы сварки – возвращайте изделие обратно. Данная небрежность – прямое доказательство того, что конкретная модель не отвечает требованиям ГОСТ и не прошла лабораторные испытания, что может свидетельствовать о её непригодности к работам в «поле».
К корпусу опоры траверсы крепятся при помощи специальных металлических конструкций – хомутов, которые, в зависимости от сечения опоры, могут быть квадратной, круглой или трапецеидальной формы. Как правило, при монтаже используются модели серии Х, чаще других: Х1 и Х42.
Все элементы траверсы изготавливаются из высококачественной углеродистой стали, на поверхность которой наносится специальное защитное покрытие, препятствующее возникновению коррозии и повышающее общую устойчивость изделия к различным видам нагрузок. В качестве покрытия может выступать:
- цинк. Холодное и горячее цинкование – оптимальный метод, применение которого поможет сберечь конструкцию на много лет. Тонкая плёнка цинка на поверхности материала делает его невосприимчивым к коррозии, а также предотвращает деформации и мелкие повреждения изделия, которые непременно появятся после долгого использования;
- битумный лак. Надёжное средство, практически не уступающее цинкованию, но при этом менее дорогостоящее. Выполняет схожие функции, но со временем теряет часть эксплуатационных свойств. На современные траверсы обычно наносится лак марки БТ-577;
- краски. Данный вид покрытия остаётся одним из наиболее востребованных благодаря своей невысокой цене, простоте нанесения и ряду полезных свойств (например, термостойкость). Как правило, наносится в два-три слоя, благодаря чему износ покрытия значительно замедляется.
Помимо траверсы и её комплектующих, защитное покрытие в обязательном порядке должно наноситься на хомуты и дополнительные элементы (если они есть).
Для чего нужны траверсы?
Первая причина очевидна – для крепления проводов. Траверсы являются простейшей и, вместе с тем, наиболее оптимальной конструкцией, простой в монтаже и демонтаже, надёжной, устойчивой к внешним воздействиям, долговечной и т.д.
Помимо этого, изделие выполняет функцию дополнительной изоляции, что особенно полезно для прокладки неизолированных кабелей. Функцию эту выполняют как изоляторы, так и воздушная прослойка, которая создаёт траверса между линией и опорой; такая, как кажется на первый взгляд, мелочь, может предотвратить короткое замыкание и непременно последующий за ним ряд неприятных последствий. Для большей безопасности на угловых и концевых опорах используют изолирующие подвески – кабель при этом крепится на специальных петлях, снабжённых серьгами СРС (см. выше).
Кроме того, конструкция выполняет элементарную функцию безопасности кабелей – разводит их друг от друга, отдаляет от зданий, деревьев, других коммуникаций и т.д.
Траверса для СИП
Аббревиатура «СИП» расшифровывается как «самонесущий изолированный провод». Выражаясь проще, данный вид кабелей выгодно отличается от своих «предшественником» наличием изоляции на каждой жиле, входящей в его состав, что в разы повышает безопасность его использования в любых условиях. Провода СИП широко применяются в линиях различной протяжённости с напряжением до 35 киловольт!
Конечно же, даже такое чудо не может висеть в воздухе само по себе. Одной из наиболее популярных траверс для СИП считается модель ТМ-73(М) – поворотная конструкция для установки на анкерных опорах, использующаяся для крепления изоляционных подвесок. Также довольно распространёнными являются модели ТМ-60(М), ТМ-66, ТМ-101, ТМ-105, ТМ-109 и др.