При прокладке линий электропередач особое внимание уделяется крепёжным элементам, входящих в состав опор – ведь именно на них, по сути, и приходится основная нагрузка от кабелей, а также масса дополнительных негативных воздействий – от дождя до снега, от птиц до падающих деревьев. В связи с этим к комплектующим опор и соединительным элементам предъявляются особые требования в плане прочности, устойчивости к ударным и другим воздействиям и.т.д.
Главным представителем указанных элементов являются электромонтажные траверсы. Именно на них, при помощи изоляторов, крепятся провода – причём, в зависимости от напряжения в проводе зависит и тип используемого оборудования. Таким образом, выделяют два основных типа траверс:
- низковольтные траверсы под маркировкой ТН;
- высоковольтные траверсы ТМ.
Траверсы ТН используются при прокладке местных линий и обслуживающих коммуникаций производственных комплексов с рабочим напряжением не более 380 В. Модели ТМ же используются для прокладки протяжённых линий с СИП (самонесущими изолированными проводами) напряжением до 30 кВ. Вне зависимости от типа, каждая траверса имеет в своей конструкции следующие элементы:
- металлические уголки (от 1 до 3);
- полосу (1 либо 2);
- круг;
- арматурные штыри для крепления изоляторов (от 1 до 6);
- серьги СРС для крепления изолирующих подвесок;
- болты и гайки для крепления.
Как изготавливают высоковольтные траверсы?
Собирается траверса на специальном станке или кондукторе, в который предварительно укладывается её корпус и все составные элементы в необходимом порядке, определённом техническим заданием заказчика – после чего все эти элементы свариваются друг с другом.
Перед осуществлением соединения все элементы траверсы должны быть обработаны антикоррозийными растворами в соответствии с нормами климатического исполнения УХЛ 1. Толщина покрытия не должна быть меньше 35 мкм.
Перед сваркой также важно проверить целостность всех элементов, отсутствие каких-либо повреждений и погнутостей, соответствие проектным размерам. На поверхности элементов не должно присутствовать никаких посторонних веществ – пятен масла, пыли, грязи, ржавчины и.т.д.
После осуществления сварки сварочные швы тщательным образом зачищают при помощи болгарки, удаляя шлаки, брызги и окалины таким образом, чтобы не оставить на них царапин, трещин и других повреждений.
Далее траверса отправляется в лаборатории, где её испытывают на механическую прочность, ударные и абразивные нагрузки и.т.д. – при этом величина нагрузок в лабораторных условиях должна превышать номинальную как минимум на 15%. При этом отмечаются любые повреждения траверсы в ходе испытаний – если их слишком много или они не соответствуют государственным стандартам качества.
Монтаж высоковольтных траверс
Траверса крепится на стойке, использование которой:
- создаёт дополнительную воздушную изоляцию провода;
- приподнимает его так, чтобы он не касался ветвей деревьев, зданий и других проводов, если такие имеются (особенно актуально в застроенной местности).
Стойка, в свою очередь, крепится к корпусу опоры при помощи специального хомута (как правило, используются модели Х1 и Х42 в соответствии с сечением опоры – круглым или квадратным). Конструкция траверс имеет множество модификаций в соответствии с типом опоры, особенностями линии, количества проводов, величины нагрузки и.т.д.
Сами провода крепятся на изоляторах, изготовленных из ударопрочного стекла, фарфора или полимерного пластика – которые, в свою очередь, накручиваются на арматурные штыри (стандартная высоковольтная траверса имеет 3-5 таких штырей – хотя это количество может разниться в зависимости от выбранной модели).
Также высоковольтные траверсы могут использоваться для монтажа канатов, кабелей и разъединителей на линиях вольтажом до 10 кВ. При этом наиболее важную роль играет уже упомянутая выше воздушная изоляция; так как корпус траверсы не проводит электрический ток, величина сопротивления поверхности проводов падает практически до нуля. Создаваемый же воздушный промежуток предотвращает какой-либо контакт между ними или другими токоведущими элементами.
Высоковольтные траверсы имеют множество модификаций, которые отличаются друг от друга как конструктивными особенностями, так и производительностью – при соблюдении определённых условий. Приведём примеры некоторых моделей:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | ТМ 1 – используются для крепления проводов на промежуточных опорах ЛЭП напряжением до 10 кВ. Монтируются на стойке СВ-105; серия хомута – Х1. Габариты – 140*1500*1450 мм. Вес – 17 кг |
2 | ТМ-2 – применяется для крепления неизолированных проводов при прокладке линий на пересечённой местности. Крепится к стойке опоры хомутом Х1. Габариты аналогичны предыдущей модели. Вес – 10 кг |
3 | ТМ-4 – траверсы с двойным креплением проводов, использующиеся при прокладке ЛЭП в любой местности. Имеет шесть арматурных штырей под изоляторы. Серия хомута – Х1. Габариты – 1600*120-315 мм. Вес – 14,2 кг |
4 | ТМ-6 – используется в составе анкерных опор для высоковольтных ЛЭП (до 20 кВ). Двойное крепление проводов, пять изоляторов. Крепится на любой стойки серии СВ хомутом Х42. Габариты – 1450*150*295 мм. Вес – 23 кг |