Траверсой называется вспомогательное грузоподъёмное устройство, использующееся при подъёме тяжёлых крупногабаритных грузов с использованием подъёмного механизма – лебёдки или крана. Данная конструкция выполняет функцию своеобразного промежутка между подъёмником и поднимаемым грузом, распределяя при этом массу последнего таким образом, чтобы процесс подъёма осуществлялся максимально легко, без рывков и возможности срыва.
Верхняя часть траверсы крепится к тросу подъёмного механизма при помощи специальных проушин или анкерных скоб; траверса может иметь одну проушину, располагающуюся по центру, или две, приваренные к её краям (в таком случае, соединение осуществляется при помощи двухветвевого стропа). На нижней части конструкции расположено несколько петель, также для монтажа строп, которые используются для подъёма груза.
Количество этих петель определяется конструкцией траверсы – в зависимости от неё выделяют изделия двух типов:
- линейные;
- пространственные (рамные).
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Линейные грузоподъёмные траверсы
Данная конструкция является наиболее простой и часто использующейся при перевозке длинномерных грузов – например, брёвен и досок, труб, арматурных элементов и.т.д. Грубо говоря, представляет из себя прямую линию, крепящуюся на тросе в одной или двух точках и имеющую две петли для строповки грузов. Допустимо использование любых видов строп и грузозахватных приспособлений:
- применяется для работы с грузами массой от одной тонны. Обладает большей длиной по сравнению с рамными конструкциями, но не более 4 метров (траверса большей длины будет иметь слишком высокую собственную массу, что может послужить негативным фактором при использовании с подъёмником малой грузоподъёмности;
- одной из модификаций линейной траверсы является так называемый балансир – конструкция, состоящая из двух балочных элементов, один из которых является подвижным и используется для нахождения оптимального угла наклона строп. При работе с нестабильными грузами (либо с грузами со смещённым центром тяжести) может дополнительно комплектоваться противовесами, которые позволяют расположить центр поднимаемого предмета на одной вертикали с центром траверсы/тросом подъёмника.
Рамные грузоподъёмные траверсы
Пространственные траверсы (их также называют спредерами) используются для подъёма широких тяжеловесных грузов – например, бетонных плит, несущих элементов конструкции здания и.т.д. Может выпускаться в Т-, П- и Н-образном формате, а также в виде квадрата или прямоугольника с двумя-тремя поперечными перекладинами:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | нетрудно догадаться, что такая конструкция предполагает наличие значительно большего количества точек строповки, что, в свою очередь, способствует более надёжному закреплению груза на тросе подъёмника. Говоря конкретнее, количество данных точек может разниться от четырёх до восьми. Допускается использование любых видов строп и грузозахватных приспособлений |
- крепления траверсы-спредера на тросе крана производится аналогичным линейной образом, за исключением возможного количества проушин – от одной до четырёх. Как правило, для фиксации траверсы используется стальной четырёхветвевой строп;
- спредеры используются для подъёма грузов массой от 10 до 30 тонн (при транспортировке грузов в контейнерной таре, соответствующей требованиям ГОСТ 18477-79), имеющих, как минимум, четыре точки строповки, находящихся на одном уровне друг с другом. В случае отсутствия данных точек используются захваты, конструкция которых определяется особенностями самого груза либо контейнера, в котором он находится.
Сравнивая обе этих траверсы между собой, можно выделить очевидные преимущества и недостатки каждой из них. Итак, линейные траверсы чаще используются для перемещения длинномерных грузов, а спредеры – широких.
Можно выделить, что линейные траверсы отличаются меньшей массой и большей прочностью благодаря «монолитности» своей конструкции. В свою очередь, рамные изделия, практически не влияют на рабочую высоту подъёмника и могут использоваться даже с самыми короткими видами строп.
Как изготавливают траверсы?
Производство траверс проходит в строгом соответствии с требованиями широкого перечня нормативных документов и ГОСТ, которыми регламентируется каждый шаг процесса, начиная от подбора элементов и заканчивая финальными штрихами.
Для изготовления любых траверс, вне зависимости от их конструкции, используются либо балочные, либо трубные элементы. В число первых входят металлические уголки и швеллеры, а также элементы металлопрофиля; в число вторых – обрезки стальных труб необходимой толщины (при отсутствии каких-либо повреждений и деформаций).
Корпус будущей траверсы тщательным образом очищается и обрабатывается защитным антикоррозийным покрытием – чаще всего для этого применяется цинкование холодным либо горячим методом. То же касается конструктивных элементов траверсы, отвечающих за крепление строп и тросов.
После того, как все части будущего изделия будут готовы, их собирают на специальном станке; при этом размещение каждого элемента должно полностью соответствовать проектным чертежам. Когда соответствие достигнуто, происходит сварка всех частей с последующей очисткой и обработкой сварных швов.
Далее изделие в обязательном порядке проходит лабораторные испытания, при которых на него оказываются нагрузки различных категорий со значением, примерно на 15-20% превышающие номинальные. Таким образом производители хотят убедиться, что будущее изделие не подведёт клиента даже при максимальной загруженности.
В случае малейшего несовпадения с нормами, которые задаёт тот или иной государственный стандарт, изделие бракуется. Если испытание пройдено без проблем, траверсу окрашивают, наносят соответствующие обозначения и отправляют на продажу.
При этом маркировка траверсы в обязательном порядке должна включать в себя:
- номенклатурный номер изделия согласно нумерационной системе, определяемой фирмой-изготовителем;
- грузоподъёмность траверсы в тоннах;
- (для траверс-спредеров) – длина и ширина в метрах;
- марка траверсы согласно нормативным документам;
- дата проведения лабораторных испытаний в формате «месяц/год»;
- наименование и товарный знак фирмы-изготовителя.